13.03.2024
Дети мигрантов – это
дети-инофоны, приехавшие вместе со своими родителями в новую страну проживания, как
правило, из стран ближнего зарубежья. Таких детей отличают слабое владение
русским языком; отсутствие знаний об основах русской культуры, истории, традиций
и норм поведения; высокий уровень тревожности, низкий уровень познавательной
активности, что затрудняет их интеграцию в социально-культурную жизнь
российского общества и адаптацию в нём.
Социализация детей –
инофонов, обучение взаимодействию и толерантности носителей различных культур и
религий — важная задача дошкольного образования. Согласно Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
«образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации
российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в
укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни
в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей
страны».
Семья может стать как
тормозом изучения языка, так и усилить мотивацию ребёнка. Большое значение
имеет то, как относятся в семье к своей и чужой культуре, т.е. преобладающая
стратегия аккультурации в семье.
Большинство родителей детей ДОУ, в том
числе инофонов, по результатам проведенного анкетирования выбирают стратегию
интеграции.
Родители хотят, чтобы
дети ещё в детском саду приучались к общению с носителями других культур, чтобы
дети из стран ближнего зарубежья начали как можно раньше говорить на русском
языке. Выделяются следующие ответы:
· воспитание
толерантного отношения к людям других национальностей и культур – 70%;
· возможность получения
образования в России – 100%;
· вероятность
использования знания языка в качестве социального лифта – 65%;
· облегчение процесса
миграции и интеграции в российское общество – 40%;
· знание языка и
культуры страны пребывания – 80%.
Такая поддержка со
стороны родителей убеждает коллектив в правильности выбранной цели.
Наше ДОУ ежегодно принимает в группы по нескольку детей-инофонов, родители которых приехали в Россию на постоянное место жительства.
При адаптации таких детей
возникли определённые трудности:
1.Дети-инофоны не
вписывались в социокультурную среду русскоязычного окружения.
2. Дети-инофоны были
мало подготовлены для социального взаимодействия между собой и русскоязычными
детьми как в ДОУ, так и за его пределами.
Работа по
осуществлению социальной адаптации детей мигрантов начинается с диагностики
уровня знания русского языка, проведения психологических тренингов.
Среди задач обучения
важно выделить следующие:
1) в учебном аспекте –
достижение овладения русским языком как средством межличностного общения;
2) в познавательном –
приобретение знаний о культуре страны пребывания;
3) в развивающем –
работа по становлению и формированию.
Адаптация и интеграция
детей инофонов
В решении проблемы
социальной адаптации детей инофонов активно участвуют все педагоги ДОУ. С
психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей инофонов
означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных
особенностей обучающихся, связанных с их культурной, социальной, этнической
принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование
толерантного сознания.
Психологическое сопровождение
детей инофонов включает в себя, прежде всего, систему занятий по
межличностному общению, так как оно является важнейшим фактором социального
развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий
формирования личности на этом этапе. Целью такой системы работы является
конкретная помощь им в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование
толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка.