Роль воспитателя в музыкальной деятельности ДОУ

06.02.2023

Помощь воспитателя в музыкальной деятельности в ДОУ несомненно очень важна. Так как взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя является основным залогом к успешному освоению музыкальной деятельности в ДОУ.

-  На занятиях воспитатель активно помогает музыкальному руководителю: поёт, показывает движения, участвует в играх, плясках, если это необходимо.

- Организует самостоятельное музицирование ребят, включает музыку в повседневную жизнь детского коллектива (утреннюю гимнастику, прогулку, экскурсию и т.д.)
- На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
- Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
- На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
- Воспитатель с собой приносит тетрадь с твердой обложкой на спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т.д.
- Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
- Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
- Следить за правильным выполнением детьми движений.
- Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
- В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

 

В 1-ой части занятия воспитатель участвует в показе всех видов упражнений. Это позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие.
Во 2-ой части занятия при слушании музыки воспитатель личным примером воспитывает у детей умение слушать музыку, в нужных случаях тихо делает замечания детям, следит за дисциплиной.         
При пении а) в распевании не участвует, чтобы не сбить детей. Упражнения с разными группами детей в разных тональностях поёт с ними;
б) при разучивании новой песни поёт с детьми, показывает правильную артикуляцию, правильное произношение слов (на мелодии).
Но ни в коем случае не учит слова до знакомства с мелодией.
При совершенствовании разучивания песни на 2-ом этапе первые занятия поёт песни с детьми, на 4 – 5-ом занятиях только подпевает в трудных местах, может петь «без голоса» - артикуляционно, показывает кивком головы правильное вступление.
При выразительном исполнении детьми песни, находящейся на 3-ем этапе разучивания, воспитатель не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное, эмоционально-выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Исключение – пение песен с детьми младших групп, где зачастую ещё нет опыта хоровой деятельности, и разучиваемый материал не достигает третьего этапа исполнения без помощи взрослого.

В процессе музыкально-ритмических движений воспитатель:

а) в играх несюжетных даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами играет на всех этапах разучивания игры.
б) В сюжетных играх является или только наблюдателем, делает указания, или (в сложной игре, проводимой 1-2ой раз, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончится, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют вторично. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом, говорит, что неудачно получается, какие движения следует вынести на упражнения для дальнейшего её совершенствования.
То же самое происходит и во время исполнения детьми плясок. Новую пляску парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем (мелодия напевается ими) или с ребёнком (музыкальный руководитель играет). В пляске хороводной 1-2 раза воспитатель танцует вместе с детьми, затем дети танцуют самостоятельно. Воспитатель же делает указания в процессе исполнения пляски детьми, так как его внимание охватывает большее количество детей, чем внимание музыкального руководителя, сидящего у рояля.
В плясках-импровизациях, проводимых с детьми старших возрастов, воспитатель не участвует, так как эти пляски проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он только записывает последовательность сочинённых детьми движений, и в конце пляски может одобрить их. Воспитатель может по согласованию с музыкальным руководителем сымпровизировать пляску, а детям предложить выполнить её по-своему.
В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксированы автором, воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.
В последней части занятия воспитатель обычно активно не участвует (за исключением занятий в младших группах), так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель. Но воспитатель делает замечание и указание детям при перестроении на марш, наблюдает за дисциплиной.Хочу такой сайт

Роль воспитателя в организации и проведении самостоятельной музыкальной деятельности в группе.

1. Информационная функция.
1) Организовывать повторное прослушивание муз.произведений в группе, повторение песенного репертуара, элементов танцевальных движений.
2) Повторять в группе фрагменты праздничных утренников и развлечений.
3) Должен обращаться к произведениям, не звучащим на муз.занятиях
( сказки, озвученные музыкой).
4) Проводить некоторые досуги и развлечения самостоятельно (кукольный театр, инсценировки) или под руководством муз.руководителя.
5) Владеть исполнительскими навыками и умениями во всех видах муз.деятельности, в т.ч. игре на детских музыкальных инструментах.
6) Знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приёмы.
7) Проводить работу с родителями.
2. Развивающая функция.
1) Поддерживать интерес детей к музыкальной деятельности, активизировать самостоятельность и творческие проявления детей.
2) Помогать проводить различные виды занятий, особенно комплексные занятия.
3) Использовать музыку на других занятиях (ИЗО, худ.слово и т.д.)
3. Мобилизационная функция.
1) Знать музыкальный репертуар.
2) Уметь организовывать в увлекательной форме слушание музыки в группе.
3) Находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Роль воспитателя на празднике:
1. Необходимо знать порядок номеров наизусть.
2. Следить за дисциплиной, поправлять детей корректно.
3. Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения.
4. Брать на себя роли в спектаклях. Выучить наизусть, исполнять артистично.
5. В младших группах должен быть быстрый темп ведения праздника без заминок и пауз со стороны ведущих (т.к. внимание у детей неустойчивое).
6. Чётко знать когда поднять, а когда посадить детей, когда поднести атрибуты и оборудование.
7. Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем посредством условных сигналов (смотреть на муз.рук.).
8. Роль своего героя выделить цветным карандашом сразу после получения сценария.
11. Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель.
12. Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка.
13. Стараться не критиковать и не дергать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу.

14. Воспитатель должен быть готов быстро реагировать на неожиданные случайные изменения в ходе праздника.

15. Необходимо заранее подготовить все атрибуты, костюмы, оборудование, декорации и др.
16. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
17. Перед праздником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
18. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
19. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.
20. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
21. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
22. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
23. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
24. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
25. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
26. Помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты на место.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».