Интерактивная образовательная среда по формированию представлений дошкольников о научно-технической деятельности

11.12.2023

Научно-техническая деятельность в МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 360 г. Екатеринбург (далее – МБДОУ), строится на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Придерживаясь содержания основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования МБДОУ (далее – ООП), мы разработали свои подходы к техническому образованию дошкольников, которые предполагают, что дети могут реализовать свой потенциал при условии целенаправленного, последовательного и непрерывного педагогического воздействия. Это такие направления как: конструктивная деятельность; техническая деятельность, математическая деятельность, естественно - научная деятельность. В часть формируемую участниками образовательных отношений была добавлена парциальная программа «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»  по развитию интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество под редакцией Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А.

Для этого во всех групповых помещениях были созданы развивающие центры «Технического творчества», «Логики и математики», «Экспериментирования», «Конструирования». Приобретено оборудование для опытов и экспериментов, разнообразные виды конструкторов. Оформлены картотеки опытов и экспериментов. Подобран материал с пошаговой инструкцией по конструированию модели, оформлены картотеки.

22 сентября 2023 года состоялось торжественное открытие STEM-центра в МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 360, где воспитанники смогут получить все ответы на свои вопросы, и позволит ребятам повысить познавательную активность в научно-технической деятельности.

STEM-центр - это комплекс образовательных планет в МБДОУ по разным направлениям детской деятельности для развития научно-технического творчества дошкольников. В STEM-центре ребята смогут побывать на пяти планетах, и узнать много нового и интересного: «Планета «Опыты», «Планета «Мульт», «Планета «Строй», «Планета «Физика», «Планета «Логика». Здесь ребята будут познавать основы физики, проводить необычные опыты, создавать свои собственные мультфильмы, конструировать и воссоздавать интересные объекты и многое другое. Каждая планета в STEM-центре  оснащена современным развивающим оборудованием: цифровая лаборатория «Наураша», цифровой микроскоп, цифровой глобус, мультипликационный станок для кукольной анимации, мультипликационный стол для песочной анимации, ноутбуки, веб-камеры, цифровой фотоаппарат, что позволяет организовать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников на более высоком уровне, а также интегрировать ее с конструированием и робототехникой.  Вместе с тем, мы понимаем, что целесообразно использовать средства визуализации. В STEM-центре имеется интерактивная доска и проектор. Педагоги её используют для проведения интерактивных игр с дошкольниками.

За работу каждой площадки отвечают закрепленные приказом педагоги, которым близко и интересно данное направление, готовые к творческому поиску и инновационным решениям.

Одной из образовательных планет является «Планета «Строй». Успешную работу «Планета «Строй» обеспечивает создание образовательной среды, как комплекса условий, как платформы для развития конструктивной деятельности, включающей изучение конструкции робота, программного обеспечения, понимание принципа работы технических устройств и создание новых роботов, которые могли бы применяться в нашей жизни. Здесь дети занимаются индивидуально и командой. Имеется презентационный стол для обыгрывания готовых моделей. Техническое конструирование имеет свое продолжение в группах детского сада в конструкторских бюро, которые реализуют право ребенка на свободу выбора деятельности. Для развития научно-технического творчества дошкольников особое внимание уделяется разнообразному дидактическому и стимульному материалу. Так, работа с инженерной книгой помогает ребятам фиксировать свои идеи и этапы конструкторского процесса, планировать деятельность. Ценность индивидуальных инженерных детских книг в том, что они детские. Они оформлены и собраны руками детей. В них дети рисуют схемы и эскизы будущих построек, отмечают правила работы в команде, правила обращения с материалами. Дети с трепетом относятся к своим авторским книгам.

Также в каждой группе оборудованы «Бюро изобретений», где дети моделируют, рисуют схемы, планы, конструируют, программируют, презентуют свои постройки и проекты, создают тематические альбомы, книги, таблицы, модели с алгоритмами. В процессе исследовательского поиска дети просматривают познавательные видео, рассматривают книги, обсуждают и делятся впечатлениями и знаниями на детском совете. В робототехнике мы используем платформу современных образовательных технологий - технологию проблемного обучения, конструирования и командообразования, метод проектов, ИКТ-технологии, ТРИЗ-технологию, экспериментирование, наглядное моделирование, решение вместе с детьми открытых задач.

Повышению и поддержке интереса детей к научно-техническому творчеству, росту познавательной активности воспитанников способствует создание современной образовательной среды. Основа любого творчества -детская непосредственность. Преодолеть интеллектуальную пассивность детей помогает возможность работать с планшетами, конструкторами нового поколения, комплектами для робототехники: электронными образовательными конструкторами «Технолаб» (предварительный уровень), LEGO WeDo 2.0, «Знаток», «Роботрек Малыш-1» и «Роботрек Малыш-2», LEGO Education «Построй свою историю», LEGO Education «Первые механизмы», наборами «Полидрон». Такая образовательная среда помогает понять, что робот в образовательном процессе - это прежде всего междисциплинарный технический объект, устройство и принцип действия которого есть область приложения знаний целого комплекса наук: сведений по истории робототехники и современных перспектив роботостроения; места и роли робототехнических систем в современной техносреде, сущности понятия «робот», видов роботов, различных технических изобретений.

Обучающие функции занятий робототехникой состоят в том, что дошкольники осваивают новый и принципиально важный пласт современной технической культуры: приобретают современные политехнические представления и умения, овладевают предпосылками технических и технологических компетенций, развивают научно-технические творческие умения. В таких условиях дети создают авторские робототехнические проекты: «Мастер на все руки», «Космостанция», «Лего-мультфильм», «Умный музей», «АГРО ферма». После создания проекта идет его обыгрывание, включение в игровую детскую деятельность, организуется выставка.

Вторая образовательная планета «Планета «Логика» она включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.

На планете «Логика»  дошкольники знакомятся с основными областями математической действительности величиной и формой, пространственными и временными ориентировками, количеством и счетом происходит постепенно, поэтому задачи математического развития на разных возрастных этапах различно. Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора, наиболее подходящих методов и приемов её реализации и компонентов развивающей предметно пространственной среды. Содержание модуля характеризуется комплексностью, в нем объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики. (направленности).

Таким образом, реализация содержания планеты «Логика» не только многопланово, многоуровневое, но и поэтапно, не сразу как говорится, а шаг за шагом. Освоение математической действительности наиболее эффективно, если оно происходит в контексте практической и игровой деятельности. В качестве первой игры мы выбрали «Сложи узор» и первые задания к нему. Далее ввели «Уникуб» и «Кубики для всех Световид».

Планета «Опыты» позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности. Содержание направлено на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста. На планете имеется цифровой микроскоп, который позволяет фиксировать самые интересные наблюдения детей, а так же помогает разглядеть образцы различных материалов на большом увеличении до клеточного уровня. Ребята разглядывали образцы пшеницы, сахара, шерсть домашних животных и т.д. На основе экспериментальной деятельности были реализованы следующие проекты: «Юные исследователи», «Волшебный мир экспериментов». Реализация содержание данных проектов способствует развитию у детей любознательности в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами, созданию условий для экспериментальной деятельности детей.

Контингент воспитанников в МБДОУ в основном составляют дети с ОВЗ (78%) – это группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и дети с задержкой психического развития.  уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой может стала мультипликационная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Именно на планете «Мульт» дошкольники могут открыть свои творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества.Хочу такой сайт

Тематика содержания мультфильмов определяется педагогом самостоятельно, с учетом интересов, возраста детей и решаемых педагогом задач. Деятельность по созданию детских анимационных фильмов позволяет решать любой круг задач, в том числе включать в содержание региональную составляющую. К примеру, если создается анимационный фильм о приключениях лесных животных, то можно предложить детям придумать историю об обитателях природного мира региона, в котором проживают дети. Для детей старшего дошкольного  возраста главными героями мультфильмов будут выступать звери и птицы Урала. Кроме того, для сюжета мультипликационных фильмов в старшем дошкольном возрасте можно использовать не только русские народные или авторские сказки, но и сказки малых народов Севера.

Основные направления работы с детьми: знакомство детей с историей возникновения и развития мультипликации; знакомство детей с технологией создания мультипликационных фильмов; расширение знаний детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер; развитие  связной  речи  через  составление  рассказов, сценариев; активизация словаря воспитанников по теме создаваемых мультфильмов; побуждение к проявлению творчество при изготовлении персонажей и декораций для мультфильма; развитие способности самостоятельно создавать образы по собственному представлению и опыту; развитие диалогической и монологической речи детей при озвучивании мультфильма; воспитание интереса, внимания и последовательности в процессе создания мультфильма; воспитание культуры общения со сверстниками и взрослыми в процессе группового взаимодействия.

Работа над созданием мультфильма несёт неоценимую пользу в развитии детского потенциала: развивается творческое мышление, логика, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук, прививаются терпение и усидчивость.

На этапе написания сценария мультфильма дети обсуждают сюжет и делают раскадровку мультфильма с зарисовками в сюжетных таблицах. Сюжетные таблицы оформляются при помощи схематичных рисунков или моделей.

 

В практической деятельности разработан и реализован педагогический проект «Детская мультипликация как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

Разработана и внедрена дополнительная образовательная программа «Секреты мультипликации», целью, которой является создание короткометражных рисованных,  пластилиновых объемных мультфильмов через развитие у детей старшего дошкольного возраста личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам.

Создана картотека мультипликационных фильмов на темы: «Мой любимый детский сад», «Чудеса под Новый год», «Салют Победы»; мультфильмы по произведениям А. Барто: «Я люблю свою лошадку», «Зайка»; по русским народным сказкам: «Репка», «Колобок», «Три поросенка».

Об успешности развития воспитанников свидетельствует их активное участие в конкурсах:

2022 год, городской образовательный проект «Добрый город», фестиваль «Добрые истории», победители в номинации «Лучшее конструкторское решение»;

2022 год, городской конкурс – праздник «Путешествие по сказкам Э. Н. Успенского и В. Г. Сутеева»-2022; городской конкурс «Чудеса анимации», сертификат участника; городской конкурс «Юный географ», сертификат участника; смотр-конкурс чтецов МБДОУ «Стихи, рожденные войной…», победители 1 и 2 место, районный отборочный этап Городского праздника поэзии «Звездочки» -2022 для дошкольников по творчеству К.И. Чуковского.

2023 год, региональный фестиваль среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Свердловской области, Фестиваль рабочих профессий дошкольников «Мастерская открытий», сертификат участника в игровой ситуации «Играем в детский сад. Я – учитель-логопед», диплом победителя в номинации «За стремление к победе» в игровой ситуации «Играем в детский сад. Я – флорист», диплом победителя в номинации «За стремление к победе» в игровой ситуации «Играем в детский сад. Я – овощевод», диплом победителя в номинации «Самый лучший результат» в игровой ситуации «Играем в детский сад. Я – строитель».

2023 год, городской турнир по «Русским шашкам» среди дошкольных образовательных организаций, диплом участника; районная интеллектуальная игра «Тропа безопасности», грамота за 1 место; Всероссийский конкурс детских творческих работ «Бескрайний космос», диплом 1 место; районный фестиваль-конкурс военно-патриотического творчества «Во славу Отечества!», участники в номинации «Художественное слово», «Вокальное искусство».

STEM-центр открывает новые горизонты, как для детей, так и для взрослых. Важной платформой являются точки профессионального роста педагогов, которые обеспечивают современные формы работы с ними: стратегические собеседования, рефлексивные практики, конструктивные сессии, стажировочные площадки, мастер-классы «Фишки Строя», конкурсное движение, фестиваль презентаций «От идеи до воплощения», педагогический диктант «Среда как третий педагог», интерактивная онлайн-платформа Padlet, вебинары.

Вовлечение родителей также значимо в работе по поддержке и сопровождению развития научно-технического творчества дошкольников. Вовлекаем семью в конструктивную деятельность через использование открытых задач. Задания мы даем родителям через интересные формы: «Чемодан открытий», «Вопрос дня», «Проблемные видеоситуации». Вместе с детьми родители отправляются в увлекательное путешествие - в мир открытий, общения и чудес. Любой родитель может взять сверток с заданием, видеопослание домой, выполнить задание вместе с ребенком, поделиться своими находками в бюро изобретений группы и стать героем дня на утреннем сборе.

STEM-центр как интерактивная образовательная среда дает дошкольникам возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность. Необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты – вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».