Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 360
(МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 360)
620085, г. Екатеринбург, ул. Патриса Лумумбы, 35-а, тел.: 297-09-80,
e-mail: mdou360@eduekb.ru сайт: http://360.tvoysadik.ru
ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
протокол заседания № 1
от «30» августа 2023 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ№ 360
О.С. Берхольд ______________
Приказ № 45 – о « 30 » августа 2023г.
ПОЛОЖЕНИЕ
по разработке и реализации
индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ
г. Екатеринбург, 2023
1.Общие положения.
1.1. Настоящее положение по разработке и реализации индивидуального
образовательного маршрута (далее - ИОМ) муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного
вида № 360» г. Екатеринбурга (далее – ДОУ) разработано в соответствии с
действующими нормативно-правовыми документами:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Федеральный закон от
24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и статья 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации»);
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее - ФГОС ДО), (утверждён приказом Минобрнауки России
от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября
2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения
России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6
февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
-Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с ОВЗ (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022, зарегистрирован 27.01.2023 №
72149);
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №
373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования»
(Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599);
-Письмо Минпросвещения России от 13.02.2023 №ТВ-413/03 «О
направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по формированию
инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации
учебно-методических материалов в целях реализации образовательных
программ дошкольного образования содержание»);
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
-Устав ДОУ;
-Основная общеобразовательная программа – образовательная программа
дошкольного образования ДОУ (далее ООП ДО);
-Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ДОУ (далее АОП ДО);
-Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с задержкой психического развития ДОУ;
-Положение о ППк ДОУ.
1.2. Настоящее Положение определяет содержание, порядок разработки и
реализации ИОМ в ДОУ.
1.3. ИОМ определяет специфику освоения содержания образовательного
стандарта на основе Адаптированных программ, реализуемым в ДОУ,
рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
(далее - ТПМПК) и психолого-педагогического консилиума дошкольного
образовательного учреждения (далее – ППк ДОУ), комплексной диагностики
особенностей психо-речевого развития обучающегося, запроса родителей с
целью создания условий для максимальной реализации образовательных
потребностей ребёнка в процессе обучения и воспитания.
ИОМ – персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в
образовании и обучении
1.4. Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются сроком
на 1 учебный год:
для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в том
числе детей-инвалидов;
для
воспитанников,
испытывающих
трудности
в
освоении
образовательных программ дошкольного образования (не имеющих
статус ОВЗ, ИОМ строится по данной форме).
1.5. ИОМ является приложением к ООП ДО и АОП ДО, осваиваемой
воспитанником.
ИОМ призван:
• обеспечить учёт индивидуальных особенностей образования обучающихся
с ОВЗ;
• обеспечить освоение обучающимися с ОВЗ АОП ДО при наличии у них
трудностей обучения или находящихся в особой жизненной ситуации;
• создать благоприятные условия обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
1.6. При составлении ИОМ необходимо ориентироваться:
• на использование методов обучения и воспитания, адекватных возрасту
ребёнка с ОВЗ, его физическому и психическому состоянию;
• на использование адекватных вспомогательных средств и педагогических
приёмов;
• на организацию совместных форм работы различных специалистов
(воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога и
др.), родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ;
• на определение форм и критериев мониторинга результатов освоения ИОМ;
1.7. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься
изменения (или) дополнения.
2. Цели и задачи Положения.
2.1. Цель настоящего Положения: обеспечение реализации права
обучающихся с ОВЗ в ДОУ на индивидуализацию коррекционного процесса
в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями и
возможностями здоровья.
2.2. Задачи настоящего Положения:
- определить основные организационные механизмы, реализуемые в ДОУ
для коррекционного обучения воспитанников с ОВЗ по индивидуальному
образовательному маршруту;
- обеспечить возможность коррекционного обучения по индивидуальному
образовательному маршруту на уровне ДОУ каждому воспитаннику с ОВЗ в
соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФАОП ДО;
- определить ответственность педагогических работников ДОУ при
коррекционном обучении воспитанников с ОВЗ по индивидуальному
образовательному маршруту.
3.Функциональные обязанности педагогов, участвующих в разработке и
реализации ИОМ
3.1. Координацию работы педагогов по разработке и реализации ИОМ
осуществляет председатель ППк ДОУ.
3.2.Председатель ППк обеспечивает:
- организацию работы в ДОУ по информированию родителей (законных
представителей) воспитанников о возможности обучения для развития
потенциала
воспитанников
по
индивидуальным
образовательным
маршрутам, прежде всего детей-инвалидов, детей, имеющих статус ОВЗ по
заключениям ПМПК;
-взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам
составления и реализации ИОМ;
-организацию использования необходимых форм поддержки реализации
ИОМ в ДОУ, обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ;
- контроль систематической реализацией ИОМ.
3.3. Заведующий ДОУ несёт ответственность за содержание и выполнение
ИОМ.
3.4. ИОМ разрабатывает ППк ДОУ при участии всех специалистов ДОУ
(педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог,
воспитатели,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, тьютор):
• по результатам комплексного обследования специалистами ДОУ;
• по результатам педагогической диагностики воспитателями.
3.4.1. Учитель-логопед:
- подробно обследует состояние всех структурных компонентов речи
обучающегося с ОВЗ;
- устанавливает уровень речевого развития;
- проводит коррекцию речевых нарушений;
- ведёт документацию в установленном порядке;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического
сопровождения обучающегося с ОВЗ;
- отслеживает динамику развития обучающегося с ОВЗ в ходе реализации
ИОМ;
- проводит консультирование родителей (законных представителей) в рамках
реализации ИОМ.
3.4.2. Педагог-психолог:
- проводит индивидуальное обследование обучающегося с целью выявления
уровня психического развития, его индивидуальных особенностей,
определение причин нарушений в развитии и воспитании;
- проводит коррекцию и развитие высших психических функций,
коммуникативных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы;
- ведёт документацию в соответствии с установленным порядком;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического
сопровождения воспитанника;
- отслеживает динамику развития обучающегося с ОВЗ в ходе реализации
ИОМ;
- проводит консультирование родителей (законных представителей) в рамках
реализации ИОМ.
3.4.3.Учитель-дефектолог:
- проводит подробную диагностику обучающегося с целью выявления
уровня сформированности познавательной сферы, соотносит с возрастом
ребенка и программными требованиями ДОУ;
- коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в
развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе
реализации комплексных программ;
- ведёт документацию в установленном порядке;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического
сопровождения обучающегося с ОВЗ;
- отслеживает динамику развития обучающегося с ОВЗ в ходе реализации
ИОМ;
- проводит консультирование родителей (законных представителей) в рамках
реализации ИОМ.
3.4.4.Воспитатель:
- создаёт ситуацию успеха у обучающегося с ОВЗ, способствует активному
взаимодействию детей, снимает отрицательные переживания, связанные с
недостатками в развитии;
- взаимодействует со специалистами ДОУ в рамках психологопедагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ;
- планирует работу с учётом коррекционно-развивающего компонента.
- проводит педагогическую диагностику обучающегося с ОВЗ;
- участвует в разработке и реализации ИОМ обучающегося в соответствии с
АОП ДО, с его возрастными и индивидуальными возможностями;
- отслеживает динамику развития обучающегося с ОВЗ в ходе реализации
ИОМ;
- проводит консультирование родителей (законных представителей) в рамках
реализации ИОМ.
3.4.5. Инструктор по физической культуре:
- изучает и развивает двигательную сферу обучающегося с ОВЗ: (общую и
мелкую моторику, статический и динамический праксис, координацию и
согласованность движений, смысловую организацию движений, умение
выполнять действия по показу и речевой инструкции);
- проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с учётом особенностей
физического и речевого развития;
- использует специальные упражнения, которые способствуют выработке
правильного дыхания, удлиненного выдоха;
- участвует в выборе методов закаливания обучающихся с ОВЗ, даёт
практические советы родителям (законным представителям) и педагогам.
3.4.6. Музыкальный руководитель:
- развивает мелодико-интонационную выразительность речи;
- закрепляет навыки в развитии моторной функции (способствует развитию
общей, ручной, пальцевой, моторики, мимики);
- осуществляет подбор музыкально-терапевтических произведений, речевого,
певческого материала, адекватного речевому развитию обучающихся с ОВЗ;
- разрабатывает программу изучения и наблюдения за ребёнком на
музыкальных занятиях.
- отслеживает динамику развития у обучающегося с ОВЗ музыкальноритмических видов деятельности.
3.4.7. Тьютор:
- помогает обучающемуся с ОВЗ в способах освоения образовательного
процесса с учетом его возможностей и особенностей развития;
- создает условия для индивидуализации процесса обучения воспитанника;
- организация и стимулирование развития видов детской деятельности
воспитанника, в том числе в получении ими дополнительного образования;
- способствует развитию и амплификации образовательного пространства и
предметно- пространственной среды для реализации ИОМ обучающегося с
ОВЗ;
- проводит мониторинг и анализ продвижения обучающегося с ОВЗ, в рамках
ИОМ.
4. Последовательность действий участников образовательных
отношений при разработке ИОМ
4.1. Алгоритм создания ИОМ включает следующие направления
деятельности:
- анализ требований федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования к структуре образовательной программы
дошкольного образования, содержания примерных адаптированных
образовательных программ дошкольного образования для категории лиц с
ОВЗ, к которой относится ребенок;
- анализ особенностей психофизического развития ребёнка с ОВЗ в
соответствии с заключением ТПМПК, содержанием индивидуальной
программы реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида (далее - ИПРА),
результатом психолого-педагогической диагностики и (или) наблюдения;
-проектирование необходимых структурных составляющих индивидуального
образовательного маршрута;
- определение временных границ освоения ИОМ.
4.2. При проектировании ИОМ:
-указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания
маршрута;
-формулирование задач работы с ребёнком по выбранным направлениям
деятельности;
-определение содержания ИОМ;
-планирование форм, методов, приемов реализации ИОМ;
-планирование участия в реализации ИОМ педагогов и специалистов ДОУ;
-включение в реализацию ИОМ родителей (законных представителей)
обучающегося с ОВЗ.
4.3.Разработанный проект ИОМ выносится на рассмотрение педагогического
совета.
4.4. ИОМ согласуется с родителями (законными представителями). В случае
несогласия родителей (законных представителей) обучающихся с
разработанным ИОМ, они выражают свое мнение в письменной форме.
4.5. ИОМ утверждается руководителем учреждения.
4.6. После согласования ИОМ передаётся, ответственному лицу в ДОУ за
координацию работы по его разработке и реализации.
4.7. На заседаниях ППк ДОУ педагоги и специалисты, задействованные в
реализации ИОМ, предоставляют отчёт о динамике освоения АОП
обучающимся с ОВЗ за 1 и 2 полугодие.
4.8. ИОМ с приложениями систематизируется, оформляется ответственным
лицом и предоставляется старшему воспитателю по окончании реализации
индивидуального образовательного маршрута.
4.9. После выпуска обучающегося в школу, ИОМ сдаётся в архив и хранится
не менее 3-х лет в ДОУ. По запросу родителей (законных представителей)
передаётся им под роспись.
5. Структура ИОМ для обучающихся с ОВЗ
5.1. Структура ИОМ представляет собой единую систему, состоящую из
нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою
смысловую нагрузку.
5.2. Структура ИОМ воспитанника включает в себя следующие основные
разделы (блоки):
Титульный лист: данные о ребёнке, родителях (законных представителях);
статус группы, где обучается ребёнок; куратор сопровождения.
1. Общие сведения: информация о уровне образования, выписка из
заключения ТПМПК (№ протокола, дата прохождения, заключение);
рекомендации индивидуальной программы реабилитации или абилитации
(для ребенка-инвалида); рекомендации ТПМПК для специалистов; ФИО
специалистов, педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое
сопровождение данного ребёнка.
2. Диагностический блок:
- цель, задачи на период реализации ИОМ;
- организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося с
ОВЗ включает: результаты диагностических исследований, рекомендации
специалистов на период сопровождения.
3. Коррекционно-развивающий блок:
-адаптированный учебный план индивидуального психолого-педагогического
сопровождения (сфера помощи, направления коррекционной работы, формы
организации коррекционно-развивающей работы, формы оценки результатов
работы (динамика развития ребёнка, самоанализ специалистов),
планируемый/фактический результат);
- содержание индивидуального сопровождения (перспективные планы работы
специалистов сопровождения).
4. Взаимодействие с семьей
- формы участия родителей в коррекционно-развивающей работе.
5.
Рекомендации
по
продолжению/завершению
коррекционноразвивающей
работы
по
истечению
срока
индивидуального
образовательного маршрута сопровождения
6. Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения,
оценка эффективности проделанной работы за учебный год
5.3. ИОМ включает Приложение 1:
- представлен шаблон структуры ИОМ для обучающихся с ОВЗ в ДОУ.
6. Ответственность
6.1. Ответственность за разработку и реализацию ИОМ несут участники
образовательных отношений в порядке, установленном действующим
законодательством.
6.2. Приказом заведующего ДОУ назначается ответственное лицо за
координацию работы педагогов по разработке и реализации ИОМ.
6.3. Ответственное лицо организует работу в ДОУ по информированию
родителей (законных представителей) о возможности
обучения
воспитанников с ОВЗ по ИОМ; работу с педагогическими работниками ДОУ
по его разработке и реализации в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП ДО для
обучающихся с ОВЗ; осуществляет контроль; анализирует работу и
представляет его результаты на Педагогическом совете ДОУ.
7. Заключительные положения
7.1. Изменения и дополнения в Положение вносятся Педагогическим советом
ДОУ с учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка.
7.2. Положение действует до принятия нового.