Положение по разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ.pdf

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 360
(МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 360)
620085, г. Екатеринбург, ул. Патриса Лумумбы, 35-а, тел.: 297-09-80,
e-mail: mdou360@eduekb.ru сайт: http://360.tvoysadik.ru

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
протокол заседания № 1
от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ№ 360
О.С. Берхольд ______________
Приказ № 45 – о « 30 » августа 2023г.

ПОЛОЖЕНИЕ
по разработке и реализации
индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ

г. Екатеринбург, 2023

1.Общие положения.
1.1. Настоящее положение по разработке и реализации индивидуального
образовательного маршрута (далее - ИОМ) муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного
вида № 360» г. Екатеринбурга (далее – ДОУ) разработано в соответствии с
действующими нормативно-правовыми документами:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Федеральный закон от
24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и статья 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации»);
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее - ФГОС ДО), (утверждён приказом Минобрнауки России
от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября
2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения
России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6
февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
-Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с ОВЗ (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022, зарегистрирован 27.01.2023 №
72149);
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №
373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования»
(Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599);
-Письмо Минпросвещения России от 13.02.2023 №ТВ-413/03 «О
направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по формированию
инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации
учебно-методических материалов в целях реализации образовательных
программ дошкольного образования содержание»);

-Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
-Устав ДОУ;
-Основная общеобразовательная программа – образовательная программа
дошкольного образования ДОУ (далее ООП ДО);
-Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ДОУ (далее АОП ДО);
-Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с задержкой психического развития ДОУ;
-Положение о ППк ДОУ.
1.2. Настоящее Положение определяет содержание, порядок разработки и
реализации ИОМ в ДОУ.
1.3. ИОМ определяет специфику освоения содержания образовательного
стандарта на основе Адаптированных программ, реализуемым в ДОУ,
рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
(далее - ТПМПК) и психолого-педагогического консилиума дошкольного
образовательного учреждения (далее – ППк ДОУ), комплексной диагностики
особенностей психо-речевого развития обучающегося, запроса родителей с
целью создания условий для максимальной реализации образовательных
потребностей ребёнка в процессе обучения и воспитания.
ИОМ – персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в
образовании и обучении
1.4. Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются сроком
на 1 учебный год:
 для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в том
числе детей-инвалидов;
 для
воспитанников,
испытывающих
трудности
в
освоении
образовательных программ дошкольного образования (не имеющих
статус ОВЗ, ИОМ строится по данной форме).
1.5. ИОМ является приложением к ООП ДО и АОП ДО, осваиваемой
воспитанником.
ИОМ призван:
• обеспечить учёт индивидуальных особенностей образования обучающихся
с ОВЗ;

• обеспечить освоение обучающимися с ОВЗ АОП ДО при наличии у них
трудностей обучения или находящихся в особой жизненной ситуации;
• создать благоприятные условия обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
1.6. При составлении ИОМ необходимо ориентироваться:
• на использование методов обучения и воспитания, адекватных возрасту
ребёнка с ОВЗ, его физическому и психическому состоянию;
• на использование адекватных вспомогательных средств и педагогических
приёмов;
• на организацию совместных форм работы различных специалистов
(воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога и
др.), родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ;
• на определение форм и критериев мониторинга результатов освоения ИОМ;
1.7. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься
изменения (или) дополнения.
2. Цели и задачи Положения.
2.1. Цель настоящего Положения: обеспечение реализации права
обучающихся с ОВЗ в ДОУ на индивидуализацию коррекционного процесса
в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями и
возможностями здоровья.
2.2. Задачи настоящего Положения:
- определить основные организационные механизмы, реализуемые в ДОУ
для коррекционного обучения воспитанников с ОВЗ по индивидуальному
образовательному маршруту;
- обеспечить возможность коррекционного обучения по индивидуальному
образовательному маршруту на уровне ДОУ каждому воспитаннику с ОВЗ в
соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФАОП ДО;
- определить ответственность педагогических работников ДОУ при
коррекционном обучении воспитанников с ОВЗ по индивидуальному
образовательному маршруту.
3.Функциональные обязанности педагогов, участвующих в разработке и
реализации ИОМ
3.1. Координацию работы педагогов по разработке и реализации ИОМ
осуществляет председатель ППк ДОУ.
3.2.Председатель ППк обеспечивает:
- организацию работы в ДОУ по информированию родителей (законных
представителей) воспитанников о возможности обучения для развития

потенциала
воспитанников
по
индивидуальным
образовательным
маршрутам, прежде всего детей-инвалидов, детей, имеющих статус ОВЗ по
заключениям ПМПК;
-взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам
составления и реализации ИОМ;
-организацию использования необходимых форм поддержки реализации
ИОМ в ДОУ, обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ;
- контроль систематической реализацией ИОМ.
3.3. Заведующий ДОУ несёт ответственность за содержание и выполнение
ИОМ.
3.4. ИОМ разрабатывает ППк ДОУ при участии всех специалистов ДОУ
(педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог,
воспитатели,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, тьютор):
• по результатам комплексного обследования специалистами ДОУ;
• по результатам педагогической диагностики воспитателями.
3.4.1. Учитель-логопед:
- подробно обследует состояние всех структурных компонентов речи
обучающегося с ОВЗ;
- устанавливает уровень речевого развития;
- проводит коррекцию речевых нарушений;
- ведёт документацию в установленном порядке;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического
сопровождения обучающегося с ОВЗ;
- отслеживает динамику развития обучающегося с ОВЗ в ходе реализации
ИОМ;
- проводит консультирование родителей (законных представителей) в рамках
реализации ИОМ.
3.4.2. Педагог-психолог:
- проводит индивидуальное обследование обучающегося с целью выявления
уровня психического развития, его индивидуальных особенностей,
определение причин нарушений в развитии и воспитании;
- проводит коррекцию и развитие высших психических функций,
коммуникативных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы;
- ведёт документацию в соответствии с установленным порядком;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического
сопровождения воспитанника;
- отслеживает динамику развития обучающегося с ОВЗ в ходе реализации
ИОМ;
- проводит консультирование родителей (законных представителей) в рамках
реализации ИОМ.

3.4.3.Учитель-дефектолог:
- проводит подробную диагностику обучающегося с целью выявления
уровня сформированности познавательной сферы, соотносит с возрастом
ребенка и программными требованиями ДОУ;
- коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в
развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе
реализации комплексных программ;
- ведёт документацию в установленном порядке;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического
сопровождения обучающегося с ОВЗ;
- отслеживает динамику развития обучающегося с ОВЗ в ходе реализации
ИОМ;
- проводит консультирование родителей (законных представителей) в рамках
реализации ИОМ.
3.4.4.Воспитатель:
- создаёт ситуацию успеха у обучающегося с ОВЗ, способствует активному
взаимодействию детей, снимает отрицательные переживания, связанные с
недостатками в развитии;
- взаимодействует со специалистами ДОУ в рамках психологопедагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ;
- планирует работу с учётом коррекционно-развивающего компонента.
- проводит педагогическую диагностику обучающегося с ОВЗ;
- участвует в разработке и реализации ИОМ обучающегося в соответствии с
АОП ДО, с его возрастными и индивидуальными возможностями;
- отслеживает динамику развития обучающегося с ОВЗ в ходе реализации
ИОМ;
- проводит консультирование родителей (законных представителей) в рамках
реализации ИОМ.
3.4.5. Инструктор по физической культуре:
- изучает и развивает двигательную сферу обучающегося с ОВЗ: (общую и
мелкую моторику, статический и динамический праксис, координацию и
согласованность движений, смысловую организацию движений, умение
выполнять действия по показу и речевой инструкции);
- проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с учётом особенностей
физического и речевого развития;
- использует специальные упражнения, которые способствуют выработке
правильного дыхания, удлиненного выдоха;
- участвует в выборе методов закаливания обучающихся с ОВЗ, даёт
практические советы родителям (законным представителям) и педагогам.

3.4.6. Музыкальный руководитель:
- развивает мелодико-интонационную выразительность речи;
- закрепляет навыки в развитии моторной функции (способствует развитию
общей, ручной, пальцевой, моторики, мимики);
- осуществляет подбор музыкально-терапевтических произведений, речевого,
певческого материала, адекватного речевому развитию обучающихся с ОВЗ;
- разрабатывает программу изучения и наблюдения за ребёнком на
музыкальных занятиях.
- отслеживает динамику развития у обучающегося с ОВЗ музыкальноритмических видов деятельности.
3.4.7. Тьютор:
- помогает обучающемуся с ОВЗ в способах освоения образовательного
процесса с учетом его возможностей и особенностей развития;
- создает условия для индивидуализации процесса обучения воспитанника;
- организация и стимулирование развития видов детской деятельности
воспитанника, в том числе в получении ими дополнительного образования;
- способствует развитию и амплификации образовательного пространства и
предметно- пространственной среды для реализации ИОМ обучающегося с
ОВЗ;
- проводит мониторинг и анализ продвижения обучающегося с ОВЗ, в рамках
ИОМ.

4. Последовательность действий участников образовательных
отношений при разработке ИОМ
4.1. Алгоритм создания ИОМ включает следующие направления
деятельности:
- анализ требований федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования к структуре образовательной программы
дошкольного образования, содержания примерных адаптированных
образовательных программ дошкольного образования для категории лиц с
ОВЗ, к которой относится ребенок;
- анализ особенностей психофизического развития ребёнка с ОВЗ в
соответствии с заключением ТПМПК, содержанием индивидуальной
программы реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида (далее - ИПРА),
результатом психолого-педагогической диагностики и (или) наблюдения;
-проектирование необходимых структурных составляющих индивидуального
образовательного маршрута;

- определение временных границ освоения ИОМ.
4.2. При проектировании ИОМ:
-указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания
маршрута;
-формулирование задач работы с ребёнком по выбранным направлениям
деятельности;
-определение содержания ИОМ;
-планирование форм, методов, приемов реализации ИОМ;
-планирование участия в реализации ИОМ педагогов и специалистов ДОУ;
-включение в реализацию ИОМ родителей (законных представителей)
обучающегося с ОВЗ.
4.3.Разработанный проект ИОМ выносится на рассмотрение педагогического
совета.
4.4. ИОМ согласуется с родителями (законными представителями). В случае
несогласия родителей (законных представителей) обучающихся с
разработанным ИОМ, они выражают свое мнение в письменной форме.
4.5. ИОМ утверждается руководителем учреждения.
4.6. После согласования ИОМ передаётся, ответственному лицу в ДОУ за
координацию работы по его разработке и реализации.
4.7. На заседаниях ППк ДОУ педагоги и специалисты, задействованные в
реализации ИОМ, предоставляют отчёт о динамике освоения АОП
обучающимся с ОВЗ за 1 и 2 полугодие.
4.8. ИОМ с приложениями систематизируется, оформляется ответственным
лицом и предоставляется старшему воспитателю по окончании реализации
индивидуального образовательного маршрута.
4.9. После выпуска обучающегося в школу, ИОМ сдаётся в архив и хранится
не менее 3-х лет в ДОУ. По запросу родителей (законных представителей)
передаётся им под роспись.
5. Структура ИОМ для обучающихся с ОВЗ
5.1. Структура ИОМ представляет собой единую систему, состоящую из
нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою
смысловую нагрузку.
5.2. Структура ИОМ воспитанника включает в себя следующие основные
разделы (блоки):
Титульный лист: данные о ребёнке, родителях (законных представителях);
статус группы, где обучается ребёнок; куратор сопровождения.
1. Общие сведения: информация о уровне образования, выписка из
заключения ТПМПК (№ протокола, дата прохождения, заключение);

рекомендации индивидуальной программы реабилитации или абилитации
(для ребенка-инвалида); рекомендации ТПМПК для специалистов; ФИО
специалистов, педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое
сопровождение данного ребёнка.
2. Диагностический блок:
- цель, задачи на период реализации ИОМ;
- организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося с
ОВЗ включает: результаты диагностических исследований, рекомендации
специалистов на период сопровождения.
3. Коррекционно-развивающий блок:
-адаптированный учебный план индивидуального психолого-педагогического
сопровождения (сфера помощи, направления коррекционной работы, формы
организации коррекционно-развивающей работы, формы оценки результатов
работы (динамика развития ребёнка, самоанализ специалистов),
планируемый/фактический результат);
- содержание индивидуального сопровождения (перспективные планы работы
специалистов сопровождения).
4. Взаимодействие с семьей
- формы участия родителей в коррекционно-развивающей работе.
5.
Рекомендации
по
продолжению/завершению
коррекционноразвивающей
работы
по
истечению
срока
индивидуального
образовательного маршрута сопровождения
6. Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения,
оценка эффективности проделанной работы за учебный год
5.3. ИОМ включает Приложение 1:
- представлен шаблон структуры ИОМ для обучающихся с ОВЗ в ДОУ.
6. Ответственность
6.1. Ответственность за разработку и реализацию ИОМ несут участники
образовательных отношений в порядке, установленном действующим
законодательством.
6.2. Приказом заведующего ДОУ назначается ответственное лицо за
координацию работы педагогов по разработке и реализации ИОМ.
6.3. Ответственное лицо организует работу в ДОУ по информированию
родителей (законных представителей) о возможности
обучения
воспитанников с ОВЗ по ИОМ; работу с педагогическими работниками ДОУ
по его разработке и реализации в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП ДО для

обучающихся с ОВЗ; осуществляет контроль; анализирует работу и
представляет его результаты на Педагогическом совете ДОУ.
7. Заключительные положения
7.1. Изменения и дополнения в Положение вносятся Педагогическим советом
ДОУ с учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка.
7.2. Положение действует до принятия нового.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».