Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 360 (МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 360) 620085, г. Екатеринбург, ул. Патриса Лумумбы, 35-а, тел.: 297-09-80, e-mail: mdou360@eduekb.ru сайт: http://360.tvoysadik.ru _____________________________________________________________________________________ ПРИНЯТ на педагогическом совете протокол заседания № 1 от «02» сентября 2024 г. УТВЕРЖДЕН Заведующий МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 360 _______________ О.С. Берхольд Приказ № 65-о от «02» сентября 2024 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида № 360 на 2024 – 2025 учебный год 1. Пояснительная записка 1.1 Нормативные основания составления учебного плана Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида № 360 (далее - МБДОУ) на 2024 – 2025 учебный год разработан в соответствии со следующими документами: -Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ; -Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; -Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847); -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149); -Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 373 от 31.07.2020 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.12.2022 № 1048 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373» (Зарегистрирован 12.01.2023 № 71978); -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 360. 1.2.Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана: При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы с детьми. Учебный план разработан с учётом: - возрастных и индивидуальных особенностей детей; - выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ. 1.3.Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СанПиН 2.4.3648-20). Учебный план МБДОУ на 2024– 2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности (далее - НОД). В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (парциальные программы), а также устанавливается соотношение между этими частями. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ООП ДО) в группах для детей дошкольного возраста составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение ООП ДО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений не превышает 40%. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений: - взаимодополняет содержание образовательных областей; - позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги; - учитывает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Часть, формируемая участниками образовательных отношений реализуется во время непрерывной образовательной деятельности, режимных моментах, а так же на протяжении всего времени пребывания ребенка в МБДОУ. Данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Учебный год начинается с 02.09.2024 г. и заканчивается 30.05.2025 года. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. В МБДОУ функционирует 6 групп компенсирующей направленности. -разновозрастная группа для детей с ТНР (3-5 лет); -старшая группа для детей с ТНР (5-6 лет); -старшая комбинированная группа для детей с ТНР (5-6 лет); -подготовительная к школе группа для детей с ТНР (6-7 лет); -разновозрастная группа для детей с ЗПР (5-7 лет); -разновозрастная группа для детей с ЗПР (РАС) (5-7 лет). Содержание учебного плана включает в себя совокупность 5 образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», реализуемым в организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, режимных моментах и обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При необходимости, может быть реализован индивидуальный учебный план, на основе индивидуализации содержания ООП ДО или адаптированной основной образовательной программы (АОП ДО) с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка. Часть, формируемая участниками образовательных отношений разработана с учетом и элементами: - STEM-образование детей дошкольного по развитию интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество под редакцией Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. Количество и продолжительность непрерывной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20, учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников групп: Продолжительность непрерывной образовательной деятельности: -для детей от 3 до 4 лет –15 минут, - для детей от 4 до 5 лет –20 минут, - для детей от 5 до 6 лет –20 минут, - для детей от 6 до 7 лет –30 минут (п.11.10. СанПин 2.4.3648-20) Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: - в младшей группе не превышает 30 минут; - в средней группе не превышает 40 минут; - в старшей группе не превышает 45 минут; - в подготовительной группе не превышает 1,5 часа. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки, динамические паузы. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности– не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется не только в первой, но и во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность не более 25 -30 минут в день. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) осуществляется в видах деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и др. виды игр; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями). В рамках реализации образовательной области «Физическое развитие» воспитатели создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях, проводят беседы о здоровом образе жизни, организуют подвижные и дидактические игры валеологического содержания, проводят спортивные досуги и динамические часы. Педагоги обучают детей приемам выполнения самомассажа, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, закаливающих процедур, самоконтроля и саморегуляции в процессе участия в разных видах двигательной активности. Организованные формы двигательной деятельности включают в себя здоровьесберегающие технологии и культурные практики: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, гимнастику после дневного сна в дошкольных группах и другие. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет проводятся 3 раз в неделю. Длительность занятий в зависимости от возраста детей составляет: - для детей от 3 до 4 лет –15 минут; - для детей от 4 до 5 лет –20 минут; - для детей от 5 до 6 лет –25 минут; - для детей от 6 до 7 лет –30 минут (п.12.5. СанПин 2.4.3648-20). Один раз в неделю для детей 5 -7 лет круглогодично проводятся занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Реализация содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется в процессе совместной и самостоятельной деятельности на основе организации различных видов детской деятельности, адекватных возрасту детей. Педагоги дошкольного учреждения создают условия для формирования у детей положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, заботятся об их эмоциональном благополучии, способствуют формированию навыков сотрудничества. Воспитатели поощряют совместные игры детей, организуют их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта деятельности. С целью развития коммуникативной компетентности воспитанников педагоги планируют обсуждение различных ситуаций из жизни , рассказов, сказок, стихотворений, организуют игры-драматизации, в ходе которых дети учатся различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживать им, получают образцы нравственного поведения. Педагоги способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие познавательных интересов детей, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой Родине, Отечестве, многообразии стран и народов мира. В процессе непрерывной образовательной деятельности воспитатели организуют наблюдение за природными явлениями, составляют вместе с детьми гербарии, экспериментируют с различными веществами, приборами и материалами. В самостоятельной поисковой деятельности детей педагоги развивают, поддерживают и поощряют любознательность, познавательную инициативу, формируют индивидуальные познавательные предпочтения. Познавательные беседы, чтение литературы природоведческого содержания, целевые прогулки в природное окружение способствует воспитанию у детей ценностного отношения к окружающей действительности. В сфере элементарных математических представлений освоение математического содержания детьми осуществляется на игровых занятиях, включающих в себя развивающие и логико-математические игры, и через активное включение детей в процесс экспериментирования по выявлению связей и зависимостей между величиной, количеством и внешними свойствами. Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой и детской литературой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» педагоги развивают предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, формируют элементарные представления о видах искусства, способствуют развитию инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла, поддерживают творческое самовыражение, предоставляют детям возможность выбора вида деятельности, сюжета, материалов, средств воплощения художественного замысла. Воспитатели включают музыкальные произведения в доступные и привлекательные для ребенка виды деятельности, поддерживают желание детей слушать музыку, делиться своими впечатлениями, участвовать в музыкальных играх-драматизациях, поощряют индивидуальные творческие проявления детей в работе над музыкально-двигательными сюжетными этюдами, побуждают детей к выполнению музыкально-развивающих заданий. Реализация содержания образовательной области осуществляется в разных видах детской деятельности. Восприятие художественной литературы (чтение) проводится во всех возрастных группах ежедневно через литературные развлечения, игры драматизации, чтение и обсуждение литературных произведений, и другие формы работы с детьми, а в старших и подготовительной группах воспитатели организуют непрерывную образовательную деятельность 1 раз в 2 недели, через взаимодействие с МБУК Муниципальным объединением библиотек «Детской библиотекой № 3». Ряд видов детской деятельности, таких как самообслуживание, элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, включая, конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, организуются в режимных моментах, самостоятельной деятельности, а так же в ходе интеграции с другими образовательными областями через совместную образовательную деятельность. При осуществлении образовательной деятельности по реализации содержания обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, учитываются возрастные, индивидуальные особенности, возможности и интересы детей. Содержание части, формируемой участниками образовательных отношений , реализуется на основе принципа интеграции содержания образовательных областей при совместной образовательной деятельности воспитателя и воспитанников, при сотрудничестве с родителями (лицами, их заменяющими). В дни зимних каникул воспитанники не посещают МБДОУ. В летний период реализуется план летней - оздоровительной работы МБДОУ и летние оздоровительные проекты во всех возрастных группах. С 30 декабря 2024 года по 08 января 2025 года в МБДОУ каникулы. С 02 по 16 сентября 2024 года проводится как обследование речи детей, так и комплексное мониторинговое обследование, с 12 по 26 мая 2025 года итоговая диагностика во всех группах. Образовательный процесс в МБДОУ строится на использовании современных личностно ориентированных технологий, направленных на партнерство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребенка. Выбор педагогами форм организации образовательного процесса, средств и методов освоения обусловлен, как возрастным особенностям детей, так и специфике освоения самого содержания, благодаря чему создаются условия для его успешной реализации Модель совместной образовательной деятельности и культурных практик воспитателя и детей дошкольного возраста Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю Формы образовательной деятельности Группа четвертого Группа пятого года Группа шестого Группа седьмого года жизни жизни года жизни года жизни Коммуникативная Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно положительного социально эмоционального опыта Беседы и разговоры с детьми по их интересам ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно режиссерская, игра-драматизация, строительноконструктивные игры) Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно режиссерская, игра-драматизация, строительноконструктивные игры) 2 раза в неделю Театрализованные игры 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю Двигательная деятельность Досуг здоровья и подвижных игр Подвижные игры Познавательная и исследовательская деятельность Познавательно-исследовательская деятельность (Опыты, эксперименты, наблюдения и т.д. (в том числе 1 раз в месяц ежедневно 1 раз в месяц ежедневно 1 раз в месяц ежедневно 1 раз в месяц ежедневно 1раз в неделю 1раз в неделю 1раз в неделю 1раз в неделю 1раз в неделю 1раз в неделю 1раз в неделю 1раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно экологической направленности)) «Минутки вежливости» - игры на формирование нравственных качеств Наблюдения за природой (на прогулке) Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей Музыкальная гостиная 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю досуг 1 раз в досуг 1 раз в досуг 1 раз в досуг 1 раз в неделю ежедневно Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам) Конструирование их разных материалов Восприятия художественной литературы неделю ежедневно неделю ежедневно неделю ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Часть, формируемая участниками образовательных отношений ежедневно Самообслуживание и элементарный бытовой труд Самообслуживание Трудовые поручения (индивидуально и по подгруппам) Трудовые поручения в уголке природы ежедневно ежедневно 2 раза в неделю ежедневно ежедневно 2 раза в неделю ежедневно ежедневно 2 раза в неделю ежедневно ежедневно 2 раза в неделю Модель организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста Вид деятельности Игры, общение, деятельность по интересам в центрах активности во время утреннего приема Самостоятельные игры в 1-ой половине дня (до НОД) Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам в центрах активности во 2-ой половине дня Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке Игры перед уходом Распределение времени в течение дня Группа четвертого Группа пятого года Группа шестого года Группа седьмого года года жизни жизни жизни жизни от 10 до 50 мин от 10 до 50 мин от 10 до 50 мин от 10 до 50 мин 20 мин 15 мин 15 мин 15 мин от 60 до 1 ч. 30 мин от 60 до 1 ч. 30 мин от 60 до 1 ч. 40 мин от 60 до 1 ч. 40 мин 40 мин 30 мин 30 мин 30 мин от 40 мин от 40 мин от 40 мин от 40 мин от 15 до 50 мин от 15 до 50 мин от 15 до 50 мин от 15 до 50 мин Модель организации непрерывной образовательной деятельности детей дошкольного возраста № Вид деятельности Количество образовательных занятий /объем образовательной нагрузки в минутах в неделю Группа четвертого года Группа пятого года жизни Группа шестого года жизни жизни Группа седьмого года жизни 1 1.1 Двигательная деятельность В зале МБДОУ 2 раза в неделю/30м 2 раза в неделю/40 м 2 раза в неделю/50 м 2 раза в неделю/30 м 1.2 На улице 1 раз в неделю/15 м 1 раз в неделю/20 м 1 раз в неделю/25 м 1 раз в неделю /30 м 2. 2.1. Коммуникативная деятельность Развитие речи 1 раз в неделю /15 м 1 раз в неделю /20 м 2 раза в неделю /25 м 1 раз в неделю /30 м 2.2. Подготовка к обучению грамоте нет нет нет 1 раз в неделю/30 м 3. 3.1. Познавательно-исследовательская Ознакомление с окружающим миром Формирование элементарных математических представлений Изобразительная деятельность (рисование) Изобразительная деятельность (лепка, аппликация) Музыкальная деятельность деятельность 1раз в неделю /15 1 раз в неделю /20 1раз в неделю/25 м 1раз в неделю/30 1 раз в неделю /15 м 2 раза в неделю /40 м 2 раза в неделю /50 м 2 раза в неделю /60 м 1 раз в неделю /15 м 1 раз в неделю /20 м 1 раз в неделю /25 м 1 раза в неделю/ 30 м 1 раз в 2 недели/15 м 1 раз в 2 недели/20 м 1 раз в 2 недели/ 25 м 1 раз в 2 недели/ 30 м 2 раза в неделю /30 м 2 раза в неделю/40 м 2 раза в неделю/50 м 2 раза в неделю/60 м Всего в неделю 10 занятий /150 м 11 занятий /220 м 12 занятий /300 м 12 занятий/360 м 3.2. 4. 5. Примечание. Самообслуживание и элементарный бытовой труд осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности в младшей и средней, старшей группах. Восприятие художественной литературы и фольклора в младшей, средней, старшей группах осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. Конструирование осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности, а так же в ходе интеграции с другими видами деятельности через совместную образовательную деятельность. 3.7.2. Учебный план образовательной деятельности МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 360 Младшая группа (3-4 года) Возраст Образовательная область/вид деятельности Познавательное развитие: познавательная деятельность/ ФЭМП, ознакомление с окружающим миром* Речевое развитие коммуникативная деятельность/ развитие речи/подготовка к обучению грамоте Социально-коммуникативное развитие: игровая деятельность, трудовая деятельность Художественно – эстетическое развитие Изобразительная деятельность/рисование Изобразительная деятельность/лепка Изобразительная деятельность/аппликация Конструирование* Средняя группа (4-5 лет) Старшая группа (5-6) Подготовительная к школе группа (6-7 лет) неделя месяц год неделя месяц год неделя месяц год неделя месяц год 2 8 76 3 8 76 3 8 76 3 8 76 1 4 38 1 4 38 2 8 76 2 8 76 Осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной деятельности 1 4 38 1 4 38 2 8 76 2 8 76 0.5 0.5 2 2 19 19 0.5 0.5 2 2 19 19 0.5 0.5 2 2 19 19 0.5 0.5 2 2 19 19 Осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной деятельности 2 8 76 2 8 76 2 8 76 2 8 76 2 8 76 2 8 76 2 8 76 2 8 76 Музыкальная деятельность/ музыка Физическое развитие/ Двигательная деятельность в помещении Двигательная деятельность на свежем воздухе Объем нагрузки 1 4 38 1 4 38 1 4 38 1 4 38 10 40 380 11 44 418 12 48 456 12 48 456 Кол-во минут 150 600 5700 220 880 8360 300 1200 *часть формируемая участниками образовательных отношений 11400 360 1440 13680