Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 360 (МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 360) 620085, г. Екатеринбург, ул. Патриса Лумумбы, 35-а, тел.: 297-09-80, e-mail: mdou360@eduekb.ru сайт: http://360.tvoysadik.ru ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № 1 от «31» августа 2022 г. УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 360 ________________О.С. Берхольд Приказ № 58 - о от «01» сентября 2022 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «АБВГДейка» Возраст воспитанников 5 - 7 лет Срок реализации: 1 год Составитель: педагог дополнительного образования, Башкова Анна Анатольевна Екатеринбург, 2022 г. № п/п СОДЕРЖАНИЕ Номер страницы 1 СОДЕРЖАНИЕ 2 2 1.Пояснитальная записка 1.1.Актуальность и целесообразность. 3 4 3 1.2.Цели и задачи реализации Программы 4 4 5 5 1.3. Срок реализации (продолжительность образовательного процесса) 1.4. Ожидаемые результаты обучения 6 1.5.Организация учебно-воспитательного процесса 6 7 1.6.Требования к уровню достижения воспитанниками планируемых результатов 7 8 2.Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи и обучению грамоте 9 9 3.Календарно-тематическое планирование занятий по математике. 16 10 11 12 4.Методическое обеспечение программы 5.Материально-техническое обеспечение 6.Список литературы 17 19 19 6 2 1.Пояснительная записка. Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка. На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки . Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Программа дополнительного образования «АБВГДейка» направлена на общее развитие детей дошкольного возраста, на подготовку их к школе. Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Работа по подготовке к школе позволит обогащать математические представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника. Деятельность способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты. Основная дидактическая идея, развитие познавательных процессов у детей, будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребёнка, специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический, метод дидактических игр и метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остаётся практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом , с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др. Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы. 3 1.1.Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы. Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Отличие данной дополнительной образовательной программы от других программ. Образовательная программа «Подготовка к школе «АБВГДейка»» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы. 1.2.Цель программы: Формирование основных необходимых навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов, творческого подхода в решении поставленных задач. Задачи программы: Формировать положительное отношение к учению, развивать познавательный интерес, желание узнавать новое. Развивать память, внимание, воображение. Развивать логику, мышление; овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация). Создать предпосылки к школьному обучению, воспитывать организованность в учебной деятельности. Развивать фантазии и творческие способности. Программа состоит из двух разделов. Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте. Второй раздел: развитие математических представлений и логики 4 Основные задачи при реализации данной программы: По первому разделу: Развитие речи и обучение грамоте : • развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения. • обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др. • развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других); • развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука); • развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать; • подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений) По второму разделу: Развитие математических представлений и логики : • развитие математических представлений о числах и цифрах; • знакомство с математическими знаками; • развитие умение решать и составлять арифметические задачи; • развитие внимания, наблюдательности, логического мышление; • подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм) Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раз в неделю. Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5 - 7 лет (старшая, подготовительная к школе группа). 1.3.Срок реализации (продолжительность образовательного процесса) - 1 год. Форма проведения занятий: групповая, совместная игровая-познавательная деятельность взросло и детей. 5 Количество занятий: 2 раза в неделю Продолжительность занятий - 35 минут. 1.4.Ожидаемые результаты после реализации программы. По первому разделу: - ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», « предложение»; знать порядок букв (алфавит); - различать гласные и согласные звуки; - правильно ставить ударение в знакомых словах; - свободно и осознанно читать простые слова - правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры; - уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце; - проявлять интерес к родному языку. По второму разделу: - ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложениявычитания, знаки больше-меньше, равно); - уметь составлять и решать арифметические задачи; - уметь решать логические задачи , обосновывать доказательство; - ориентироваться в тетради. 1.5.Организация учебно-воспитательного процесса: Основная форма организации работы -игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука ( наборное полотно и карточки с буквами, с 6 цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр). Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Подготовка к школе «АБВГДейка»» – открытое занятие для родителей. 1.6.Требования к уровню достижения воспитанниками планируемых результатов. Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в целях дальнейшего планирования педагогических действий. В результате обучения формируется конечная система знаний. Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы проводится с помощью игровых заданий. В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные - мотивационные и коммуникативные; -формирование Я – концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе; -положительное отношение к школьному обучению. Метапредметные результаты Познавательные. -знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; -анализ объектов с целью выделения признаков; -синтез как составление целого из частей; 7 -сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; -осуществление классификации; установление аналогии; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные -осуществление действия по образцу и заданному правилу; -сохранение заданной цели; -умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; -осуществление контроля своей деятельности по результату; -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные -овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; -эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; -ориентация на партнёра по общению; -умение слушать собеседника; задавать вопросы. Предметные результаты Ребёнок научится: -распознавать первый звук в словах; -различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; -отвечать на вопросы по содержанию, делать элементарные выводы; -различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, многоугольник), по цвету, по размеру; -считать от 0 до 20 и в обратном направлении; 8 -определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; -ориентироваться в пространстве; -ориентироваться в тетради в клетку; -выполнять элементарные рисунки на клеточной бумаге. Основные принципы работы: Учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей. Уважение к личности ребёнка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью. Комплексный подход при разработке занятий. Вариативность содержания и форм проведения занятий. Систематичность и последовательность занятий. Наглядность. Учёт потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития. 2.Календарно -тематическое планирование занятий по развитию речи и обучению грамоте. Задачи Сформировать понятия «звук», «буква». Научить выделять их из состава слова. Различать гласные и согласные звуки (буквы). Различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. Подбирать слова к заданным звуковым схемам. Развитие речи: обогащение словарного запаса, умение правильно строить предложение, составить связный рассказ. Развитие памяти и внимания: переключаться с одного вида на другой, запоминание 10 не связанных между собой слов, группирование предметов. Чтение слогов, маленьких слов, предложений. 9 Месяц Тема занятия Цель занятия 1. сентябрь 2. сентябрь Знакомство со словом, предложением. Развивать представления о многообразии слов; познакомить с термином «слово». Познакомить детей с термином «предложение»; учить делать паузы, не торопиться при говорении. Знакомство с термином «слог», Развивать умение определять «звук». количество слогов в словах; Звуки речи. Гласные и согласные интонационно выделять звуки в слове. звуки. Дать понятие гласный (свободный) звук. Развивать умение интонационно выделять гласные звуки в словах сентябрь Гласный звук [а], буква А, а. 3. 4. сентябрь 5. октябрь Гласный звук [ы], буква Ы. 6. октябрь Гласный звук [и], буква И, и. 7. октябрь Гласный звук [у], буква У, у. 8. октябрь Согласные звуки [н], [н,], буква Н, н. ноябрь Согласные звуки [м], [м,], буква М, м. 9. Гласный звук [о], буква О, о. Развивать умение выделять звук [а] в слове. Дать понятие гласный (свободный) звук. Развитие мелкой мышцы руки, вырабатывать графические умения. Научить выделять звук [о] в слове. Развивать умение определять место звука [о] в слове. Упражнять в правильном пользовании карандашом. Учить обводить и штриховать по нанесенному контуру. Выделение звука [о] в слове. Научить определять количество звуков в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву ы, обводить рисунок по контуру. Определение и обозначение гласных звуков [а], [о], [и] [ы]. Определение количества звуков в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву И,и, обводить рисунок сверху вниз. Научить выделять звук /у/ в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву у, обводить по контуру. Познакомить с артикуляционными признаками согласных звуков. Нахождение звуков [н], [н,] в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Н, н, обводить по контуру. Определение согласных и гласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков [м], [м,]. Развивать умение штриховать и 10 10. ноябрь Согласные звуки [т], [т,], буква Т, т. 11. ноябрь Согласные звуки [к], [к,], буква К, к. Выбор слова по количеству звуков. 12. ноябрь Согласные звуки [р], [р,], буква Р, р. 13. декабрь Согласные звуки [л], [л,], буква Л, л. 14. декабрь Согласные звуки [в], [в,], буква В, в. 15. декабрь Согласные звуки [с], [с,], буква С, с. 16. декабрь Согласные звуки [п], [п,], буква П, п. 17. январь Согласные звуки [з], [з,], буква З, з. писать печатную букву М, м, обводить рисунок . Определение согласных и гласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков по артикуляции. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Т, т, обводить рисунок по контуру. Упражнять в определении твердости и мягкости согласных звуков [к], [к,]. Развивать умение штриховать и писать печатную букву К, к, обводить рисунок по контуру. Выбор слов с данным звуком, определение места звука в слове, упражнять в определении количестве слогов, выбирать слово по заданной схеме. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Р, р, обводить линии слева направо. Упражнять в определении звуков [л], [л,] в словах и слогах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Л, л, обводить линии слева направо. Упражнять в определении места звука [в], [в,] слове. Упражнение в определении количества слогов в слове. Построение модели слова. Обозначение звуков буквами. Развивать умение штриховать и писать печатную букву В, в, обводить наклонную линию с крючком влево. Упражнять в определении места звука [в], [в,] слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка изогнутыми линиями. Развивать умение штриховать и писать печатную букву С, с. Выбор слов начинающих со звуков [п], [п,] из текста. Упражнение в определении и обозначении количества слогов в слове. Выбор пропущенной буквы в словах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву П, п. печатание букв под диктовку. Выбор слова к звуковой модели. Учить объединять слова в группы по первому звуку. Развивать умение штриховать и писать печатную букву З, з, обводить 11 рисунок. 18. январь Согласные звуки [б], [б,], буква Б, б. 19. январь Согласные звуки [д], [д,], буква Д, д. 20. январь Согласный мягкий звук [й,], буква Й, й. 21. февраль Буква Я, я. Показатель мягкости согласных звуков. Анализ произношения слов начинающихся со звуков [йа], обозначение их буквой Я. 22. февраль Согласные звуки [г], [г,], буква Г, г. 23. февраль Согласный мягкий звук [ч,], буква Ч, ч. 24. февраль Согласный твердый звук [ш], буква Ш, щ. 25. март Согласный твердый звук [ш], буква Ш, щ. 26. март Гласный звук [э], буква Э, э. Упражнение в звуковом и слогов анализе слова. Учить объединять слова в группу по количеству слогов. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Б, б, обводить рисунок. Повторение букв, обозначающих гласные звуки. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Б, б, обводить рисунок. Выбор слов со звуком [й,] в словах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Й, й, обводить рисунок под диктовку. Анализ звука [а] после мягких согласных и обозначении его буквой Я. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Й, й. Нахождение изученных букв в рисунке и обводка их по контуру. Упражнять в определении места звуков [г], [г,] словах и обозначение из знаками. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Г, г, писать волнообразную линию по образцу, обводить рисунок. Выбор слов с мягким согласным звуком [ч,], определение его места в слове. Подбор слов к определенной звуковой схеме. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Ч, ч, обводить петлеобразную линию. Анализ артикуляции твердого согласного [ш]. Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слогов со звуком [ш]. Штриховка и письмо печатной буквы Ш, ш. Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ш]. Обводка волнообразной линии. Анализ артикуляции гласного [э]. выбор слов с данным звуком в слове. Штриховка и письмо печатной буквы Э, э. обводка овальных фигур. 12 27. март Играй, смекай, рассказывай! Объяснить детям и помочь самим определять происхождение названий «прозрачных» по значению слов 28. март Буква Е, е – показатель мягкости согласных звуков. 29. апрель Буква Ё, ё – показатель мягкости согласных звуков. 30. апрель Согласный твердый звук [ж], буква Ж, ж. 31. апрель Согласные звуки [х], [х,], буква Х, х. 32. апрель Буква Ю, ю – в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков. 33. май Согласный твердый звук [ц], буква Ц, ц. 34. май Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф, ф. Наблюдение за особенностью произношения слов начинающихся звуками [й], и обозначение их буквой Е. Штриховка и письмо печатной буквы Е, е Наблюдение за особенностью произношения слов начинающихся звуками [й], и обозначение их буквой Ё. Наблюдение за звуком [о], после мягким согласных и обозначение его буквой Ё. Штриховка и письмо печатной буквы Ё, ё. Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ж]. Обводка волнообразной линии. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [х]. Обводка волнообразной линии. Наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука [х]. Определение места звука [х] в словах. Упражнять в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами. Обводка и штриховка фигур под диктовку. Анализ произношения слов, начинающихся звуками [йу] и обозначение звуков буквой Ю. Штриховка и письмо печатной буквы Ю, ю. Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ц]. Штриховка и письмо печатной буквы. Наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука [ф]. Определение места звука [ф] в словах. Упражнять в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами. Обводка и штриховка фигур под диктовку. 35. май Буквы Ъ, Ь Построение звуковых схем. Познакомить с ролью ъ и ь знака в словах. Штриховка букв. 13 май 36. № п/ п Согласный мягкий звук [щ,], буква Щ, щ. месяц Развитие лексико-грамматических средств и связной речи Темы занятий Сентябрь 1 Выбор слов с мягким согласным звуком [щ,], определение его места в слове. Подбор слов к определенной звуковой схеме. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Щ, щ. «Детский сад. Игрушки». Составление описательного рассказа. 2 «Профессии в детском саду». Составление описательного рассказа. 3 «Признаки осени. Деревья осенью». Составление рассказа «Осень» с использованием картинно-графических планов. «Сад. Фрукты». Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка». Октябрь 4 «Огород. Овощи. Составление рассказа «Урожай» с использованием картинно-графических планов. «Лес. Деревья. Грибы, ягоды». Труд взрослых на Урале. Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы». «Человек. Части тела и органы». 5 6 7 9 «Поздняя осень». Составление рассказа «Предзимье» с использованием картинно-графического плана. «Посуда». Составление рассказа по картинке. 10 «Моя семья». Составление рассказа о семье. 11 12 13 «Одежда. Обувь. Головные уборы». Составление описательного рассказа. «Домашние животные». Составление рассказа «В деревне». «Зима». Зимние забавы. Зимние виды спорта. Составление рассказа «Праздник в детском саду». «Зимующие птицы». Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка». Новогодний праздник в детском саду. Составление пересказа по серии сюжетных картинок. Новогодние сказки. Пересказ. 8 Ноябрь Декабрь 14 15 16 17 Январь 18 19 20 21 22 Февраль «Дикие звери наших лесов». Составление рассказа «Как лисица охотилась на ворон». Пересказ. «Мебель». Составление рассказа по серии сюжетных картин. Пересказ. «Профессии». Составление рассказа о профессии. «Орудия труда. Инструменты» «Моя страна- Россия». Составление рассказа о стране. «Мой город. Мой район. Улица» 14 Составление рассказа о городе. Мини-проекты. «Наша Армия. Рода войск. День защитника Отечества». Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Собака-санитар». 23 24 Март 25 26 27 28 29 30 Апрель «Весна. Обобщение по теме. Труд людей весной. Откуда хлеб пришел?». 31 32 33 «Зима» Обобщение по теме. Составление рассказов с использованием картинно-графического плана. «Весна. Ранняя весна. 8 марта- Международный женский день». Составление рассказа по сюжетной картинке «Поздравляем маму». «Перелетные птицы». Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворечник». «Домашние птицы». Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Тана спасла цыпленка». Составление описательных рассказов о птицах. «Животные северных стран» Составление рассказов о животных. «Космос. Космонавты». «Обитатели водоемов». «Животные жарких стран». Составление рассказов о животных. Май «День победы» Разучивание стихов о войне. «Скоро в школу. Школьные принадлежности». 34 «Лето. Насекомые. Цветы». Составление описательных рассказов. 35 Заключительная диагностика 15 3.Календарно-тематическое планирование занятий по математике. месяц Научить детей считать в пределах 20 (прямой, обратный и порядковый счет). Познакомить с цифрами 0-9. Познакомить с математическими знаками. Решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Ориентироваться в пространстве и во времени. Устанавливать равенства и неравенства между группами предметов и числами. Знакомство с геометрическими фигурами. Выполнять различные виды графических диктантов. Срисовывать и дорисовывать предметы по точкам и клеточкам. Учить думать, сравнивать, сопоставлять, рассуждать и принимать решение. 2неделя 4неделя сентябрь Понятие: слева, справа, вверху, внизу. Больше, меньше, столько же. Знаки <, Использование предлогов: над, перед, >, =,+, на, в, под, между. Число и цифра 2. Пара. Первый, Число и цифра 1. Первый, последний. второй. октябрь Решение задач, графические диктанты. Число и цифра 4. Состав числа 4. Число 3. Состав числа 3. Равенство Знакомство с фигурами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. ноябрь Сложение. Решение задач. Логические задания. Отрезок. Короче. Длиннее, одинаковой длины. Число и цифра 5. Состав числа 5. Работа со счёт, палочками Проверочная работа. декабрь Число и цифра 6, Состав числа Число и цифра 7. Состав числа 7. 6.Вычитание. Развивающие задания. Занимательная математика: решение логических заданий. январь Число и цифра 8. Состав числа 8. Число и цифра 9. Состав числа 9. Цифры 0-9; знаки +. =, Графический диктант Ориентация в пространстве и на плоскости. 16 февраль Знакомство с нулём. Математический диктант Число и цифра 10. Состав числа 10. Понятие десяток. Решение примеров, знакомство с ромбом март Определение понятий "шире", "уже", Игра "следующий, предыдущий", "выше", "ниже". Игра "вставь знак" порядковый счёт до 17. Образование чисел второго десятка, цифры 17-20 Найди лишний предмет, цифры 14- 17 апрель Закрепление пространственных отношений (слева, справа, сверху, снизу.) Образование чисел второго десятка; составление примеров. Счёт парами. Понятие узкий, Составление геометрическихфигур из широкий, высокий, низкий. счётных палочек, логические задания май Игра "Назови соседа",счёт от 1 до 20 Ориентация в пространстве и на плоскости (закрепление) Порядковое значение чисел: первый, второй и т. д.(закрепление) Итоговое занятие: повторение счёта до 20 в прямом и обратном порядке; повторение цифр; решение логических задач в игре "Найди клад" 4.Методическое обеспечение программы. Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками весь представленный материал. В процессе освоения программы используются специальные игры, развивающие слуховое восприятие, внимание, мышление и память дошкольников. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков анализа и синтеза. Предусматривается работа по развитию графических навыков (графические диктанты) и моторики (гимнастика для пальцев) c целью подготовки руки ребенка к письму. Развитию мышления способствует использование загадок, дидактических и развивающих игр. Веселые картинки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное мышление. При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности. Программа направлена на творческое развитие личностных качеств ребенка. Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному. 17 Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения. Методы обучения: 1. Словесные методы (рассказ, беседа). 2. Наглядные методы. 3. Практические, игровые методы (деятельность воспитателя и детей). 4. Объяснительно-иллюстративный метод. 5. Репродуктивный метод (умственные упражнения). Очень важным в программе является формирование у ребенка учебных умений: 1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь учебно-воспитательный процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют ребенка, побуждают его к учебной деятельности. 2. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной работы. Они являются важным компонентом в развитии учебной деятельности. Самоконтроль - это способность сравнивать результат своей работы, руководствуясь данными объяснениями, c образцами. Такой самоконтроль является основой для развития у ребенка внимания к процессу обучения. Он не только начинает слушать задание, но и слышит его. 3.Развитие навыков самоконтроля и самооценки готовит детей к школе. Процесс обучения строится на общедидактических и специфических принципах: 1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения; 2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников; 3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи; 18 4. Онтогенетический принцип: учет возрастных особенностей обучаемых. 5.Материально-техническое обеспечение С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется наглядный и счетный материал; при проведении подвижных игр и физкультминуток - музыкальное сопровождение: Ноутбук; Музыкальные записи, сказки; Игрушки; Предметные картинки; Схемы звуков, слов, предложений; Геометрические фигуры; Карточки с цифрами; Счётные палочки; Блоки Дьениша; Листы бумаги; цветные, простые карандаши; Картотека пальчиковых игр; Картотека физминуток; Схемы для составления описательных рассказов. Краткое описание документа: Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы. В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой и введена программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка». 6.Список литературы: 1. Агофонова И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 1993. 2. Артемова. Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. 3. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.,1987. 4. Гиабалина 3.П. Первый год - самый трудный. М, 1990. 5. Дружинина. М. Занимательная грамматика. 6. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. 7. Колесникова Е.В. Весёлая грамматика. 8. Колесникова Е.В.Математика для детей пяти-шести лет. 9. Колесникова Е.В «Развитие математического мышления у детей 5-7лет». 10. Кубышкина Т.А., Леденева О.В. Волшебный мир звуков и слов. 11. Любимова Т. Г. Хочешь быть умным? Решай задачи. 12.Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста .-Волгоград: Учитель, 2006. 13. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. 14. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. М,1994 15. Никитин. Б. Ступеньки творчества. Развивающие игры. 19 16. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. 17. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз - ступенька, два - ступенька. 18. Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. Минск, 1985. 19. Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992. 20. Слободчикова В.В. Готовность детей к школе. Томск, 1994 21. Столяр А.А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 6-7 лет. 22. Тихомирова Л.Ф , Басов А.В.. Развитие логического мышления детей. Ярославль «Академия развития», 1996. 23. Торошенко Е-В. Живая азбука для маленьких. С-Пб, 1994. 24. Узорова О.В., Нефёдова. Е.А. Большая книга для подготовки к школе. 25. Узорова О.В., Нефёдова. Е.А. Быстрая подготовка к школе. 26. Узорова О.В., Нефёдова. Е.А. 350 упражнений для развития логики и внимания. 27. Ундзенкова А.В. Колтыгина Л.С Звукарик. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД,1999. 28. Чилигрирова Л , Спиридонова Б. Играя, учимся математике М., 1993. 29. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983. 30. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать.- СПб.: Акцидент, 1998 20