Дополнительная общеобразовательная программа НЕЙРОГИМНАСТИКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 360
620085, г. Екатеринбург, ул. Патриса Лумумбы, 35-а
тел./факс: (343)297-09-80

ПРИНЯТА
на заседании Педагогического Совета
Протокол №1 от 31.09.2022 г.

УТВЕРЖДЕНА
Заведующим МБДОУ - детского сада
комбинированного вида № 360
___________О. С. Берхольд
Приказ № 58- о от «01» сентября 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Секреты мультипликации»

Возраст воспитанников: 5 - 7 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Авраменко Виктория Станиславовна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2022 г

№ п/п

СОДЕРЖАНИЕ

Номер
страницы

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.1 Актуальность, направленность и новизна ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩУЙ )
ПРОГРАММЫ «Нейрогимнастика – «ФИТНЕС МОЗГА»»

II

III.

IV.

1.2. Цели и задачи реализации Программы

5

1.3.Отличительные особенности Программы

5

1.4. Формы и режим занятий

5

1.5. Планируемые результаты обучения

6

1.6. Формы подведения итогов реализации Программы

6

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.1. Учебный план

7

2.2. Календарно-тематическое планирование

7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Кинезиологические упражнения

13

Когнитивные игры

14

Психокоррекционные игры

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

15

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа «Нейрогимнастика – «ФИТНЕС МОЗГА» (далее – Программа) является
нормативно - управленческим документом Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 427 (далее – МБДОУ).
Программа описывает курс активизации полноценной работы левого и правого полушарий
головного мозга у детей старшего дошкольного возраста, с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей. Представляет собой систему организации образовательной
деятельности педагога с воспитанниками в рамках образовательных
областей
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное»,
«Речевое развитие»,
«Физическое развитие».
Основанием для разработки Программы являются нормативные правовые документы:
ный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2018г. №
52831).
-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования».
-3242 «О методических
рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
е Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций».
твержденное приказом Министерства здравоохранения социального
развития РФ от 26 августа 2010 года N 761н «Единый квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов и служащих».
– детского сада комбинированного вида № 427 (утв. Распоряжением
Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 4305/46/36 от 25.12.2017 г.)
с изменениями (дополнениями) к нему.
1.1. Актуальность, направленность и новизна Программы
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое
нарастание у детей следующих патофеноменов:
обилие сосудистых и костно-мышечных
проблем,
снижение иммунитета. Масса детей демонстрирует задержки и искажения
психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции и т.д. В
совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к
обучению
и
адекватной
адаптации
к
социуму.
Приоритетное участие нейропсихологии — науки о формировании мозговой организации
психических процессов человека в решении широкого круга дизонтогенетических проблем
обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной
детской популяции. Нейропсихологический анализ проблем отклоняющего развития, активно
развивающийся в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее
надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная
методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии,
нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко
известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы,
3

разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, А.А.
Цыганок, Н.К.Корсаковой и Ю.В. Микадзе и др. Эффективность нейропсихологических
технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой
психолого-педагогического
сопровождения
процессов
развития.
С точки зрения нейропсихологического подхода это во многом связано с высокочастотной
актуализацией в современной детской популяции «дисгенетического синдрома»:
внутриутробной и/или возникающей в младенчестве дисфункции, органической или
функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых структур мозга. Его негативные
последствия для онтогенеза в целом нейропсихологически заключаются в нарушениях и/или
искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий,
функциональной
специализации
правого
и
левого
полушарий
мозга.
Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами, является метод
замещающего онтогенеза (МЗО) - нейропсихологическая технология, содержащая
инвариантный комплекс этапов (диагностика -профилактика-коррекция-абилитация-прогноз)
психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от
вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его
цель- развитие мозгового (и шире — нейропсихосоматического) обеспечения психического
онтогенеза.
Актуальность, педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что
использование нейропсихологического подхода в работе с дошкольниками позволяет
нормализовать процессы психического онтогенеза и скомпенсировать дисгенетический
синдром.
Всем известна польза утренней гимнастики для организма человека, она помогает телу
быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования.
Однако не только тело нуждается в «разогреве», но и мозг человека нуждается в настройке и
подготовке к эффективной работе.
Программа «Нейрогимнастика - ФИТНЕС МОЗГА», упражнения которой активизирует
полноценную работу левого и правого полушария головного мозга, помогают управлять
эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему
восприятию информации.
На рисунке 1. видно, как работают полушария головного мозга человека. Левое
полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга левой, то есть, когда мы действуем правой рукой, активизируем левое полушарие, а когда
двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т.д.
Так же левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое за
пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более
активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим – активно
правое полушарие.
Рис.1. Функции левого и правого полушарий

4

Распределение активности между полушариями постоянно чередуется. Максимальная же
эффективность работы мозга (творчество, интуитивные прозрения) достигается в моменты
одновременной активности обоих полушарий.
Подводя итог выше сказанному, главными задачами для настройки и подготовки мозга к
работе будут восстановление связи и баланса активности между левым и правым
полушарием мозга (в большинстве случаев активизация правого полушария); а также
восстановление связи и баланса активности между передней и задней частями мозга.
Новизна программы обусловлена тем, что использование нейропсихологического
подхода в подготовке ребенка к школе в ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ позволяет на ранних
этапах нормализовать процессы психического онтогенеза и скомпенсировать дисгенетический
синдром.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель: создание условий, способствующих развитию внимания и восприятия как
психических процессов, сформированности функций произвольной регуляции и
самоконтроля, улучшению работоспособности.
Задачи возраста: научиться организации своей деятельности и саморегуляции для
освоения новых знаний и успешной адаптации.
Задачи программы:
 Обучающие: научиться рационально организовывать свою деятельность.
 Развивающие: совершенствовать память, внимание, мышление, развивать восприятие,
творческие способности, воображение, речь.
 Психологические: формировать адекватную самооценку, развивать потенциальные
возможности, формировать навыки поведения в обществе. Развивать саморегуляцию.
1.3. Отличительные особенности заключаются в том, что данная программа позволяет
через игровые упражнения нормализовать психические процессы и способствует
формированию сбалансированной работы головного мозга.
Программа предназначена для дошкольников от 5, 5-ти до 7-ми лет, посещающих
подготовительную группу МБДОУ № 360, применима как для детей групп компенсирующей
направленности, так и для детей, посещающих группы общеразвивающей направленности.
Срок реализации программы - 1 год.
1.4. Формы и режим занятий
Занятия построены в игровой форме, исключен процесс утомления сменой деятельности.
У детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении времени,
отведенного на выполнение заданий. Образовательная деятельность построена по принципу
«от простого к сложному» в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей
детей.
Структура занятия.
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
1. Кинезиологические упражнения, направленные на коррекцию и развитие 1-го
функционального блока мозга - блок регуляции тонуса и бодрствования; упражнения,
повышающие энергию тела, упражнения для повышения позитивного мышления.
Упражнения, нормализующие мышечный тонус (растягивающие упражнения).
2. Когнитивные игры, направленные на развитие 2-го функционального блока мозга- приема,
переработки и хранения информации; работа с тренажером «Фитнес мозга».
3. Игры психокоррекционной направленности, направленные на развитие 3-го
функционального блока мозга - блок программирования, регуляции и контроля сложных форм
деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации).
5

Принципы работы:
1. Принцип индивидуального подхода. Учет специфики возрастного психофизического
развития обучающихся и индивидуальных особенностей.
2. Принцип дифференцированного обучения позволяет разрешить противоречие между
существующими различиями в интересах, склонностях, способностях участников группы.
3. Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Ориентация образовательновоспитательного процесса на личность ребенка, максимальное развитие его
индивидуальности.
4. Принцип развивающего обучения. Развивающая творческая среда, в основу которой
заложены различные развивающие игры, что обеспечивает развитие у учащихся способностей
и познавательного потенциала.
Принципы проведения занятий:
1. Системность подачи материала.
2. Наглядность обучения.
3. Цикличность построения занятий.
4. Доступность.
5. Проблемность.
6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Формы работы с детьми в рамках Программы
Для эффективной работы формируются группы по количеству до 7 человек.
Занятия проводятся с октября по май месяц, 2 раза в неделю по 30 минут, за два занятия
реализуются все три направления работы.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
В результате реализации программы планируется достижение следующих результатов:
Личностные результаты: развитие адаптационных возможностей ребенка,
формирование коммуникативных навыков, способностей саморегуляции. Развитие памяти,
внимания, мышления, речи.
Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; развитие творческого
подхода к решению задач.
1.6. Формы подведения итогов реализации Программы
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (проводится в
конце обучения по Программе – проверка освоения программы) диагностику познавательных
процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть
использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в консультировании
родителей и педагогов.
Бланк диагностики представлен в ПРИЛОЖЕНИИ
1.7. Материально-техническое обеспечение: Для реализации данной программы
требуется кабинет для занятий, столы, стулья по количеству детей, индивидуальные рабочие
тетради «Фитнес мозга», цветные карандаши, нейромоторные тренажеры и нейроскакалки по
количеству детей.

6

II. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата
окончания
обучения
Название
раздела,
темы

1.10

30.05

Нейроразвитие
и
нейрокоррекци
я психических
процессов

33

66

2 занятия
в неделю
по 30
минут

Формы
контроля

Дата начала
обучения

1
год

Всего
учебных
недель
Количество
учебных
дней
Режим
занятий,
Время

Год обучения

2.1 Учебный план

Результаты входящей, и
заключительной
нейродиагностики.
Динамическое
наблюдение от занятия
к занятию.

Образовательная нагрузка
Учебная нагрузка в месяц количество /минут
240 минут
Учебная нагрузка в год количество /мин
1980 минут
2.2. Календарно- тематическое планирование
Месяц,
неделя

Октябрь
1 неделя

Октябрь
2 неделя

Октябрь
3 неделя

Содержание занятия
Психологические задачи:
Практика:

1.Познакомить детей друг с
другом.
2. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
3. Входящая диагностика
познавательных процессов и
навыков коммуникации.
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2. Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование представлений о
себе.
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.

Кол
ичес
тво
часо
в

1. Игра «Снежный ком»
2. Психодиагностика развития
нейропсихологических процессов
(свойства внимания, памяти, развитие 2
речи, мышления)
3. Кто Я? Какой Я?

Кинезиологические упражнения:
Игра «Перекрестные шаги»

2

Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет,
Занятие №1»
Психокоррекционные игры:
«Конкурс на лучший комплимент»
2
Кинезиологические упражнения:
Упражнение «Ленивая восьмерка»
Упражнение «Энергетическая зевота»
7

2.Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование уверенности в
себе, своих возможностях,
формирование позитивной
самооценки.
Октябрь 1. Создание благоприятной
4
атмосферы на занятии. Развитие
неделя
познавательных психических
процессов.
2.Развитие коммуникативных
умений и навыков, умение
работать в группе.
3.Привлечь внимание детей к
эмоциональному миру человека.
Ноябрь 1 1. Создание благоприятной
неделя
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2. Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование представлений о
себе.
Ноябрь,
2 неделя

Ноябрь,
3 неделя

1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2.Развитие коммуникативных
умений и навыков, умение
работать в группе.
3.Привлечь внимание детей к
эмоциональному миру человека.
4.Актуализация понятия
"позитивное отношение к миру и
ситуации".
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2. Привлечение внимания к
эмоциональному миру человека.
3. Формирование умения
справляться со своими
негативными эмоциями.
4. Обсуждение: что плохого в
негативном поведении?

Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 2
Психокоррекционные игры:
За что ты можешь себя
поблагодарить?
Кинезиологические упражнения:
Упражнение «Кнопки Земли»,
«Ушки»
Когнитивные игры: Тетрадь
«Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 3

2

Психокоррекционные игры:
«Как избежать ссоры»
Кинезиологические упражнения:
Дыхательные упражнения (1-ый
вариант)
Упражнение «Двойной рисунок»
Когнитивные игры: Тетрадь
«Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 4
Игры с нейротренажером (с
колпачками)
Психокоррекционные игры:
«Поездка в другой город»
Кинезиологические упражнения:
Дыхательные упражнения (1-ый
вариант)
Самомассаж головы

2

2

Когнитивные игры: Тетрадь
«Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 5
Психокоррекционные игры:
«Ищем позитив»
Кинезиологические упражнения:
Дыхательные упражнения (2-ый
вариант)
Самомассаж головы
«Щечки»
Когнитивные игры: Тетрадь
«Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 6
Психокоррекционные игры:
«Я плачу когда…»

2

8

Ноябрь,
4 неделя

Декабрь,
1 неделя

Декабрь,
2 неделя

Декабрь,
3 неделя

Декабрь,
4 неделя

1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2.Знакомство с эмоцией «гнев».
3.Развитие умения распознавать
это эмоциональное состояние и
учитывать его в процессе общения
с другими людьми.
4.Формирование навыка умения
справляться со своими
негативными эмоциями.
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2.Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование уверенности в
себе, своих возможностях,
формирование позитивной
самооценки
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2. Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование представлений о
себе.
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2. Привлечение внимания к
эмоциональному миру человека.
3. Формирование умения
справляться со своими
негативными эмоциями.
4. Обсуждение: что плохого в
негативном поведении?
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2.Развитие пространственных
представлений.
3.Развитие умения распознавать
это эмоциональное состояние и
учитывать его в процессе общения

Кинезиологические упражнения:
Дыхательные упражнения (2-ый
вариант)
«Очки»
Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 7

2

Психокоррекционные игры:
«Позы»
Кинезиологические упражнения:
Самомассаж ушей
«Кнопки мозга»
Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 8

2

Психокоррекционные игры:
«Царственная походка»
Кинезиологические упражнения:
Самомассаж ушей
«Кнопки мозга»
«Лягушка»
Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 9
Психокоррекционные игры:
Кнопки на себе»
Кинезиологические упражнения:
«Двойной рисунок»
«Кольцо»
Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 10

2

2

Психокоррекционные игры:
«Мои ошибки»
Кинезиологические упражнения:
«Позитивные точки»
«Кошка»
Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 11

2

Психокоррекционные игры:
«Позлись»»
9

с другими людьми.
4.Формирование навыка умения
справляться со своими негат
ивными эмоциями.
2
Январь,
2 неделя

Январь,
3 неделя

Январь,
4 неделя

Февраль,
1 неделя

1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2.Развитие пространственных
представлений.
3.Развитие умения распознавать
это эмоциональное состояние и
учитывать его в процессе общения
с другими людьми.
4.Формирование навыка умения
справляться со своими
негативными эмоциями.
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2. Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование представлений о
себе.
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2.Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование уверенности в
себе, своих возможностях,
формирование позитивной
самооценки.
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2.Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование уверенности в
себе, своих возможностях,
формирование позитивной
самооценки.

Кинезиологические упражнения:
«Позитивные точки»
«Путаница»
Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 12
Психокоррекционные игры:
«дорогие мне люди»»

Кинезиологические упражнения:
«Шляпа мыщления»
«Молоток – пила»
Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 13
Психокоррекционные игры:
«что думают обо мне окружающие?»
Кинезиологические упражнения:
«Шляпа мышления»
«Нос – ухо»

2

2

Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 14
Психокоррекционные игры:
«дорогие мне люди»»
Кинезиологические упражнения:
«Крюки Дениссона»
«Кулак - ребро –ладонь»

2

Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 15
Психокоррекционные игры:
«посмотри на себя со стороны»»

10

Февраль,
2 неделя

Март, 1
неделя

Март, 2
неделя

Март, 3
неделя

Март, 4
неделя

1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2. Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование представлений о
себе.
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2. Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование представлений о
себе.
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2.Развитие речи.
3.Развивать невербальное и
вербальное общение.
4.Развивать навыки самоконтроля.
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2. Развитие речи.
3. Формирование
самостоятельности, уверенности в
себе.
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2. Развитие пространственных
представлений.
3. Развитие коммуникативной и
эмоциональной сферы детей.

Кинезиологические упражнения:
«Крюки Дениссона»
«Виват-окей»
Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 16
Психокоррекционные игры:
«мой самый радостный день»»
Кинезиологические упражнения:
«Сова»
«Лезгинка»
Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 17
Психокоррекционные игры:
«качества людей»»
Кинезиологические упражнения:
«Сова»
«Живот-макушка»

2

2

2

Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 18
Психокоррекционные игры:
«если бы я был тобой»
Кинезиологические упражнения:
«Заземлитель»
«Описываем круги»
Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 19
Психокоррекционные игры:
«какая твоя обида»
Кинезиологические упражнения:
«Заземлитель»
«Замок»
Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 20

2

2

Психокоррекционные игры:
«Кто мне очень нравится и за что?»

11

Апрель,
1 неделя

Апрель,
2 неделя

Психологические задачи:
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2. развитие пространственных
представлений.
3. Формирование представлений о
себе
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2.Развитие речи.
3.Создавать нравственные основы
личности ребенка.

Апрель,
3 неделя

1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2. Развитие речи.
3. Формирование
самостоятельности, уверенности в
себе.

Апрель,
4 неделя

1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2. Развитие внимания.
3. Развитие коммуникативной и
эмоциональной сферы детей.

Май, 1
неделя

1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2. Развитие внимания.
3. Формирование представлений о
семейном укладе, уважительных
взаимоотношениях в семье.
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2.Развитите речи.
3.Создавать нравственные основы
личности ребенка.
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие

Май, 2
неделя

Май, 3

Кинезиологические упражнения:
«Описываем круги»
«Собачка – пистолет»
Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 21
Психокоррекционные игры:
«Лесенка»
Кинезиологические упражнения:
«Описываем круги»
«Алфавит»
Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 22
Психокоррекционные игры:
«место за столом
Кинезиологические упражнения:
«Замок»
«Лесенка»
Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 23
Психокоррекционные игры:
«похвали себя»

2

2

2

Кинезиологические упражнения:
Упражнения на нейроскакалке
«Разноцветный текст»
Когнитивные игры:
Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет»,
Занятие № 24
Психокоррекционные игры:
«приоритеты»
Кинезиологические упражнения:
Упражнения на нейроскакалке
«Слон»
Когнитивные игры:
Работа с нейротренажерами
Психокоррекционные игры:
«мое настроение»

2

Кинезиологические упражнения:
Упражнения на нейроскакалке
Когнитивные игры:
Таблицы Шульте, корректурные
пробы, рисование двумя руками
Психокоррекционные игры:
«Отрицательные черты»
Кинезиологические упражнения:
Упражнения на нейроскакалке

2

2

2
12

неделя

познавательных психических
процессов.
2. Развитие речи.
3. Формирование
самостоятельности, уверенности в
себе.
ДИАГНОСТИКА

Май, 4
неделя

Когнитивные игры:
Таблицы Шульте, корректурные
пробы, рисование двумя руками
Психокоррекционные игры:
«три желания»
«слушаем тишину» «как избежать
ссоры» «улучшим настроение»
«разные приветствия»

2

III СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Раздел: Кинезиологические упражнения
Нейропсихологические задачи: нормализация работы всех блоков головного мозга,
формирование целостного восприятия информации.
Практика:
I. Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие.
Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух
полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек
может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к
частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является
необходимым требованием для свободного чтения, письма и множества других навыков.
II. Упражнения, повышающие энергию тела
Обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками
головного мозга. Улучшают эмоции и саморегуляцию.
III. Упражнения, нормализующие мышечный тонус (растягивающие упражнения).
Они направлены на расслабление сухожилий и снятие мышечного напряжения. Способствуют
снятию стресса, улучшению внимания и концентрации.
IV. Упражнения для повышения позитивного мышления. Они стабилизируют нервные
процессы, в результате чего ребенок учится сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.
Описание игр и упражнений представлены в ПРИЛОЖЕНИИ

13

2. Раздел: Когнитивные игры
Психологические задачи: развитие умения анализировать информацию, быстро думать в
условиях ограничения времени.
Практика: Тренажер для развития интеллекта «Фитнес мозга» разработан на основе
ведущих разработок японского нейроученого Р.Кавашимы, а также Э.Хойля, Г.Лорейна.
Рабочая тетрадь для дошкольников от 5-7 лет с продуманной системой упражнений. Все
задания даны в порядке усложнения. (Тетрадь представлена в ПРИЛОЖЕНИИ)
Каждое занятие включает развивающие упражнения:
 нахождение отличий/сходства (мыслительные операции, когнитивные навыки);
 лабиринты (сконцентрированность, зрительная память);
 таблицы Шульте (переключаемость, периферийное зрение);
 рисование двумя руками (межполушарное взаимодействие);
 корректурные пробы, логические таблицы, состав чисел, моторика
3. Раздел: Психокоррекционные игры
Психологические задачи: Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.
Формирование представлений о себе, социальных отношениях, развитие уверенности в себе.
Практика:
1. Кто Я? Какой Я?
2. Буду добрым и хорошим;
3. Я взрослею и т.д.

14

IV СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.: Вако, 2004.
2. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей
дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.-112с.
3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с.
4. Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего
онтогенеза. -М.: Генезис,2010.-474с.
5. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: Сфера,2002.-80с.
6. Ульева Е.А. 100 увлекатлеьных игр для уверенности в себе. – М. : Мозаика-синтез, 2016-112
с.
7. Ульева Е.А. 100 увлекатлеьных игр для отличной учебы. – М. : Мозаика-синтез, 2016-112 с.
8. Хомская Е.Д. Нейропсихология .-СПб.: Питер,2007.-496с.
9. Цвынтарный В.В.Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: Центрполиграф,2002.-32 с.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».