МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 360 620085, г. Екатеринбург, ул. Патриса Лумумбы, 35-а тел./факс: (343)297-09-80 ПРИНЯТА на заседании Педагогического Совета Протокол №1 от 31.09.2022 г. УТВЕРЖДЕНА Заведующим МБДОУ - детского сада комбинированного вида № 360 ___________О. С. Берхольд Приказ № 58- о от «01» сентября 2022 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Секреты мультипликации» Возраст воспитанников: 5 - 7 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Авраменко Виктория Станиславовна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2022 г № п/п СОДЕРЖАНИЕ Номер страницы I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3 1.1 Актуальность, направленность и новизна ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩУЙ ) ПРОГРАММЫ «Нейрогимнастика – «ФИТНЕС МОЗГА»» II III. IV. 1.2. Цели и задачи реализации Программы 5 1.3.Отличительные особенности Программы 5 1.4. Формы и режим занятий 5 1.5. Планируемые результаты обучения 6 1.6. Формы подведения итогов реализации Программы 6 УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2.1. Учебный план 7 2.2. Календарно-тематическое планирование 7 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Кинезиологические упражнения 13 Когнитивные игры 14 Психокоррекционные игры 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Нейрогимнастика – «ФИТНЕС МОЗГА» (далее – Программа) является нормативно - управленческим документом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 427 (далее – МБДОУ). Программа описывает курс активизации полноценной работы левого и правого полушарий головного мозга у детей старшего дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Представляет собой систему организации образовательной деятельности педагога с воспитанниками в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Основанием для разработки Программы являются нормативные правовые документы: ный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2018г. № 52831). -1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования». -3242 «О методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». е Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». твержденное приказом Министерства здравоохранения социального развития РФ от 26 августа 2010 года N 761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих». – детского сада комбинированного вида № 427 (утв. Распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 4305/46/36 от 25.12.2017 г.) с изменениями (дополнениями) к нему. 1.1. Актуальность, направленность и новизна Программы В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание у детей следующих патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем, снижение иммунитета. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции и т.д. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму. Приоритетное участие нейропсихологии — науки о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Нейропсихологический анализ проблем отклоняющего развития, активно развивающийся в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, 3 разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок, Н.К.Корсаковой и Ю.В. Микадзе и др. Эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития. С точки зрения нейропсихологического подхода это во многом связано с высокочастотной актуализацией в современной детской популяции «дисгенетического синдрома»: внутриутробной и/или возникающей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых структур мозга. Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихологически заключаются в нарушениях и/или искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий мозга. Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами, является метод замещающего онтогенеза (МЗО) - нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика -профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель- развитие мозгового (и шире — нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза. Актуальность, педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что использование нейропсихологического подхода в работе с дошкольниками позволяет нормализовать процессы психического онтогенеза и скомпенсировать дисгенетический синдром. Всем известна польза утренней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не только тело нуждается в «разогреве», но и мозг человека нуждается в настройке и подготовке к эффективной работе. Программа «Нейрогимнастика - ФИТНЕС МОЗГА», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария головного мозга, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации. На рисунке 1. видно, как работают полушария головного мозга человека. Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга левой, то есть, когда мы действуем правой рукой, активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т.д. Так же левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое за пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим – активно правое полушарие. Рис.1. Функции левого и правого полушарий 4 Распределение активности между полушариями постоянно чередуется. Максимальная же эффективность работы мозга (творчество, интуитивные прозрения) достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий. Подводя итог выше сказанному, главными задачами для настройки и подготовки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушарием мозга (в большинстве случаев активизация правого полушария); а также восстановление связи и баланса активности между передней и задней частями мозга. Новизна программы обусловлена тем, что использование нейропсихологического подхода в подготовке ребенка к школе в ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ позволяет на ранних этапах нормализовать процессы психического онтогенеза и скомпенсировать дисгенетический синдром. 1.2. Цели и задачи реализации Программы Цель: создание условий, способствующих развитию внимания и восприятия как психических процессов, сформированности функций произвольной регуляции и самоконтроля, улучшению работоспособности. Задачи возраста: научиться организации своей деятельности и саморегуляции для освоения новых знаний и успешной адаптации. Задачи программы: Обучающие: научиться рационально организовывать свою деятельность. Развивающие: совершенствовать память, внимание, мышление, развивать восприятие, творческие способности, воображение, речь. Психологические: формировать адекватную самооценку, развивать потенциальные возможности, формировать навыки поведения в обществе. Развивать саморегуляцию. 1.3. Отличительные особенности заключаются в том, что данная программа позволяет через игровые упражнения нормализовать психические процессы и способствует формированию сбалансированной работы головного мозга. Программа предназначена для дошкольников от 5, 5-ти до 7-ми лет, посещающих подготовительную группу МБДОУ № 360, применима как для детей групп компенсирующей направленности, так и для детей, посещающих группы общеразвивающей направленности. Срок реализации программы - 1 год. 1.4. Формы и режим занятий Занятия построены в игровой форме, исключен процесс утомления сменой деятельности. У детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении времени, отведенного на выполнение заданий. Образовательная деятельность построена по принципу «от простого к сложному» в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Структура занятия. Каждое занятие состоит из 3-х частей: 1. Кинезиологические упражнения, направленные на коррекцию и развитие 1-го функционального блока мозга - блок регуляции тонуса и бодрствования; упражнения, повышающие энергию тела, упражнения для повышения позитивного мышления. Упражнения, нормализующие мышечный тонус (растягивающие упражнения). 2. Когнитивные игры, направленные на развитие 2-го функционального блока мозга- приема, переработки и хранения информации; работа с тренажером «Фитнес мозга». 3. Игры психокоррекционной направленности, направленные на развитие 3-го функционального блока мозга - блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации). 5 Принципы работы: 1. Принцип индивидуального подхода. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся и индивидуальных особенностей. 2. Принцип дифференцированного обучения позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, способностях участников группы. 3. Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Ориентация образовательновоспитательного процесса на личность ребенка, максимальное развитие его индивидуальности. 4. Принцип развивающего обучения. Развивающая творческая среда, в основу которой заложены различные развивающие игры, что обеспечивает развитие у учащихся способностей и познавательного потенциала. Принципы проведения занятий: 1. Системность подачи материала. 2. Наглядность обучения. 3. Цикличность построения занятий. 4. Доступность. 5. Проблемность. 6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала. Формы работы с детьми в рамках Программы Для эффективной работы формируются группы по количеству до 7 человек. Занятия проводятся с октября по май месяц, 2 раза в неделю по 30 минут, за два занятия реализуются все три направления работы. 1.5. Планируемые результаты освоения программы В результате реализации программы планируется достижение следующих результатов: Личностные результаты: развитие адаптационных возможностей ребенка, формирование коммуникативных навыков, способностей саморегуляции. Развитие памяти, внимания, мышления, речи. Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; развитие творческого подхода к решению задач. 1.6. Формы подведения итогов реализации Программы Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (проводится в конце обучения по Программе – проверка освоения программы) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в консультировании родителей и педагогов. Бланк диагностики представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.7. Материально-техническое обеспечение: Для реализации данной программы требуется кабинет для занятий, столы, стулья по количеству детей, индивидуальные рабочие тетради «Фитнес мозга», цветные карандаши, нейромоторные тренажеры и нейроскакалки по количеству детей. 6 II. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Дата окончания обучения Название раздела, темы 1.10 30.05 Нейроразвитие и нейрокоррекци я психических процессов 33 66 2 занятия в неделю по 30 минут Формы контроля Дата начала обучения 1 год Всего учебных недель Количество учебных дней Режим занятий, Время Год обучения 2.1 Учебный план Результаты входящей, и заключительной нейродиагностики. Динамическое наблюдение от занятия к занятию. Образовательная нагрузка Учебная нагрузка в месяц количество /минут 240 минут Учебная нагрузка в год количество /мин 1980 минут 2.2. Календарно- тематическое планирование Месяц, неделя Октябрь 1 неделя Октябрь 2 неделя Октябрь 3 неделя Содержание занятия Психологические задачи: Практика: 1.Познакомить детей друг с другом. 2. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 3. Входящая диагностика познавательных процессов и навыков коммуникации. 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности. 3. Формирование представлений о себе. 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. Кол ичес тво часо в 1. Игра «Снежный ком» 2. Психодиагностика развития нейропсихологических процессов (свойства внимания, памяти, развитие 2 речи, мышления) 3. Кто Я? Какой Я? Кинезиологические упражнения: Игра «Перекрестные шаги» 2 Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет, Занятие №1» Психокоррекционные игры: «Конкурс на лучший комплимент» 2 Кинезиологические упражнения: Упражнение «Ленивая восьмерка» Упражнение «Энергетическая зевота» 7 2.Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности. 3. Формирование уверенности в себе, своих возможностях, формирование позитивной самооценки. Октябрь 1. Создание благоприятной 4 атмосферы на занятии. Развитие неделя познавательных психических процессов. 2.Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. 3.Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. Ноябрь 1 1. Создание благоприятной неделя атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности. 3. Формирование представлений о себе. Ноябрь, 2 неделя Ноябрь, 3 неделя 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2.Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. 3.Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. 4.Актуализация понятия "позитивное отношение к миру и ситуации". 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. 3. Формирование умения справляться со своими негативными эмоциями. 4. Обсуждение: что плохого в негативном поведении? Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 2 Психокоррекционные игры: За что ты можешь себя поблагодарить? Кинезиологические упражнения: Упражнение «Кнопки Земли», «Ушки» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 3 2 Психокоррекционные игры: «Как избежать ссоры» Кинезиологические упражнения: Дыхательные упражнения (1-ый вариант) Упражнение «Двойной рисунок» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 4 Игры с нейротренажером (с колпачками) Психокоррекционные игры: «Поездка в другой город» Кинезиологические упражнения: Дыхательные упражнения (1-ый вариант) Самомассаж головы 2 2 Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 5 Психокоррекционные игры: «Ищем позитив» Кинезиологические упражнения: Дыхательные упражнения (2-ый вариант) Самомассаж головы «Щечки» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 6 Психокоррекционные игры: «Я плачу когда…» 2 8 Ноябрь, 4 неделя Декабрь, 1 неделя Декабрь, 2 неделя Декабрь, 3 неделя Декабрь, 4 неделя 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2.Знакомство с эмоцией «гнев». 3.Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. 4.Формирование навыка умения справляться со своими негативными эмоциями. 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2.Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности. 3. Формирование уверенности в себе, своих возможностях, формирование позитивной самооценки 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности. 3. Формирование представлений о себе. 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. 3. Формирование умения справляться со своими негативными эмоциями. 4. Обсуждение: что плохого в негативном поведении? 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2.Развитие пространственных представлений. 3.Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения Кинезиологические упражнения: Дыхательные упражнения (2-ый вариант) «Очки» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 7 2 Психокоррекционные игры: «Позы» Кинезиологические упражнения: Самомассаж ушей «Кнопки мозга» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 8 2 Психокоррекционные игры: «Царственная походка» Кинезиологические упражнения: Самомассаж ушей «Кнопки мозга» «Лягушка» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 9 Психокоррекционные игры: Кнопки на себе» Кинезиологические упражнения: «Двойной рисунок» «Кольцо» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 10 2 2 Психокоррекционные игры: «Мои ошибки» Кинезиологические упражнения: «Позитивные точки» «Кошка» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 11 2 Психокоррекционные игры: «Позлись»» 9 с другими людьми. 4.Формирование навыка умения справляться со своими негат ивными эмоциями. 2 Январь, 2 неделя Январь, 3 неделя Январь, 4 неделя Февраль, 1 неделя 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2.Развитие пространственных представлений. 3.Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. 4.Формирование навыка умения справляться со своими негативными эмоциями. 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности. 3. Формирование представлений о себе. 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2.Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности. 3. Формирование уверенности в себе, своих возможностях, формирование позитивной самооценки. 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2.Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности. 3. Формирование уверенности в себе, своих возможностях, формирование позитивной самооценки. Кинезиологические упражнения: «Позитивные точки» «Путаница» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 12 Психокоррекционные игры: «дорогие мне люди»» Кинезиологические упражнения: «Шляпа мыщления» «Молоток – пила» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 13 Психокоррекционные игры: «что думают обо мне окружающие?» Кинезиологические упражнения: «Шляпа мышления» «Нос – ухо» 2 2 Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 14 Психокоррекционные игры: «дорогие мне люди»» Кинезиологические упражнения: «Крюки Дениссона» «Кулак - ребро –ладонь» 2 Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 15 Психокоррекционные игры: «посмотри на себя со стороны»» 10 Февраль, 2 неделя Март, 1 неделя Март, 2 неделя Март, 3 неделя Март, 4 неделя 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности. 3. Формирование представлений о себе. 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности. 3. Формирование представлений о себе. 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2.Развитие речи. 3.Развивать невербальное и вербальное общение. 4.Развивать навыки самоконтроля. 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2. Развитие речи. 3. Формирование самостоятельности, уверенности в себе. 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2. Развитие пространственных представлений. 3. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Кинезиологические упражнения: «Крюки Дениссона» «Виват-окей» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 16 Психокоррекционные игры: «мой самый радостный день»» Кинезиологические упражнения: «Сова» «Лезгинка» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 17 Психокоррекционные игры: «качества людей»» Кинезиологические упражнения: «Сова» «Живот-макушка» 2 2 2 Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 18 Психокоррекционные игры: «если бы я был тобой» Кинезиологические упражнения: «Заземлитель» «Описываем круги» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 19 Психокоррекционные игры: «какая твоя обида» Кинезиологические упражнения: «Заземлитель» «Замок» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 20 2 2 Психокоррекционные игры: «Кто мне очень нравится и за что?» 11 Апрель, 1 неделя Апрель, 2 неделя Психологические задачи: 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2. развитие пространственных представлений. 3. Формирование представлений о себе 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2.Развитие речи. 3.Создавать нравственные основы личности ребенка. Апрель, 3 неделя 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2. Развитие речи. 3. Формирование самостоятельности, уверенности в себе. Апрель, 4 неделя 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2. Развитие внимания. 3. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Май, 1 неделя 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2. Развитие внимания. 3. Формирование представлений о семейном укладе, уважительных взаимоотношениях в семье. 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов. 2.Развитите речи. 3.Создавать нравственные основы личности ребенка. 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие Май, 2 неделя Май, 3 Кинезиологические упражнения: «Описываем круги» «Собачка – пистолет» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 21 Психокоррекционные игры: «Лесенка» Кинезиологические упражнения: «Описываем круги» «Алфавит» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 22 Психокоррекционные игры: «место за столом Кинезиологические упражнения: «Замок» «Лесенка» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 23 Психокоррекционные игры: «похвали себя» 2 2 2 Кинезиологические упражнения: Упражнения на нейроскакалке «Разноцветный текст» Когнитивные игры: Тетрадь «Фитнес мозга 5-7 лет», Занятие № 24 Психокоррекционные игры: «приоритеты» Кинезиологические упражнения: Упражнения на нейроскакалке «Слон» Когнитивные игры: Работа с нейротренажерами Психокоррекционные игры: «мое настроение» 2 Кинезиологические упражнения: Упражнения на нейроскакалке Когнитивные игры: Таблицы Шульте, корректурные пробы, рисование двумя руками Психокоррекционные игры: «Отрицательные черты» Кинезиологические упражнения: Упражнения на нейроскакалке 2 2 2 12 неделя познавательных психических процессов. 2. Развитие речи. 3. Формирование самостоятельности, уверенности в себе. ДИАГНОСТИКА Май, 4 неделя Когнитивные игры: Таблицы Шульте, корректурные пробы, рисование двумя руками Психокоррекционные игры: «три желания» «слушаем тишину» «как избежать ссоры» «улучшим настроение» «разные приветствия» 2 III СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Раздел: Кинезиологические упражнения Нейропсихологические задачи: нормализация работы всех блоков головного мозга, формирование целостного восприятия информации. Практика: I. Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие. Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является необходимым требованием для свободного чтения, письма и множества других навыков. II. Упражнения, повышающие энергию тела Обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга. Улучшают эмоции и саморегуляцию. III. Упражнения, нормализующие мышечный тонус (растягивающие упражнения). Они направлены на расслабление сухожилий и снятие мышечного напряжения. Способствуют снятию стресса, улучшению внимания и концентрации. IV. Упражнения для повышения позитивного мышления. Они стабилизируют нервные процессы, в результате чего ребенок учится сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Описание игр и упражнений представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 13 2. Раздел: Когнитивные игры Психологические задачи: развитие умения анализировать информацию, быстро думать в условиях ограничения времени. Практика: Тренажер для развития интеллекта «Фитнес мозга» разработан на основе ведущих разработок японского нейроученого Р.Кавашимы, а также Э.Хойля, Г.Лорейна. Рабочая тетрадь для дошкольников от 5-7 лет с продуманной системой упражнений. Все задания даны в порядке усложнения. (Тетрадь представлена в ПРИЛОЖЕНИИ) Каждое занятие включает развивающие упражнения: нахождение отличий/сходства (мыслительные операции, когнитивные навыки); лабиринты (сконцентрированность, зрительная память); таблицы Шульте (переключаемость, периферийное зрение); рисование двумя руками (межполушарное взаимодействие); корректурные пробы, логические таблицы, состав чисел, моторика 3. Раздел: Психокоррекционные игры Психологические задачи: Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Формирование представлений о себе, социальных отношениях, развитие уверенности в себе. Практика: 1. Кто Я? Какой Я? 2. Буду добрым и хорошим; 3. Я взрослею и т.д. 14 IV СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.: Вако, 2004. 2. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.-112с. 3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с. 4. Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис,2010.-474с. 5. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: Сфера,2002.-80с. 6. Ульева Е.А. 100 увлекатлеьных игр для уверенности в себе. – М. : Мозаика-синтез, 2016-112 с. 7. Ульева Е.А. 100 увлекатлеьных игр для отличной учебы. – М. : Мозаика-синтез, 2016-112 с. 8. Хомская Е.Д. Нейропсихология .-СПб.: Питер,2007.-496с. 9. Цвынтарный В.В.Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: Центрполиграф,2002.-32 с. 15